Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью творчества в жизни человека: какой бы деятельностью он ни занимался, если по-настоящему увлечен ею, то результатом становится преобразование некоего отрезка действительности. По сути, подобное изменение является выходом за пределы собственного «Я», снятие преград для самовыражения, для переосмысления уже имеющегося опыта. Изначально проблема творчества решалась в контексте мифологических и религиозных традиций. Творчество считалось неотъемлемым свойством Бога, по своей природе непознаваемого. Отсюда, как считалось ранее, оно также не может подвергнуто рациональному осмыслению, о чем в свое время писал русский ученый, гуманист и мыслитель Н.А. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество» [4, 148]. Размышляя о творчестве, ученый связывал его с духовной свободой. Дарованная свыше, свобода позволяет человеку осуществлять самоопределение, которое, в том числе, становится источником его творческой активности: «Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» [4, 149].
.................
1. Творчество ребенка дошкольного возраста
1.1 Творчество: понятие, условия, пути активизации
Творчество – это «создание новых по замыслу материальных или духовных ценностей» [17, 712]. В современной психолого-педагогической теории осмыслению феномена творчества, характеристике условий, при которых активизируются творческие процессы, посвящено большое количество работ. Так, например, действительный член Российской академии образования В.И. Загвязинский поясняет, что творчеством является созидание чего-то нового, а это неизбежно ведет за собой преобразование старого, ранее познанного [12]. В качестве нового выступает некий результат или оригинальный путь. Таким образом, делает выводы ученый, наиболее существенными характеристиками творчества являются новизна и преобразование.
В учебном курсе для творческого саморазвития «Педагогика», составленном В.И. Андреевым, описаны признаки, на основании которых творчество характеризуется как целостность. Они связаны с наличием: 1) субъективных предпосылок для творчества. К их числу отнесены мотивация, творческие способности, знания, умения; 2) проблемной ситуации, противоречия или творческой задачи; 3) социальной и личной значимости, прогрессивности, благодаря которым осуществляется развитие общества и личности; 4) объективных предпосылок и условий для творчества. К числу предпосылок отнесены материальные и социальные; 5) оригинальностью процесса или результата [2, 19].
...........