Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности воспитание гипертимных детей
Введение
Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется значительной распространенностью данного заболевания и представляет собой большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого числа детей. Исследования, проведенные Н.Н. Заваденко и соавторов (Н.Н. Заваденко, 1999, с. 32), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей. Результаты сравнительных эпидемиологических исследований, проведенных И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой (И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой, 2001, с. 16, 2002, с. 76), показывают, что в г. Москве СДВГ встречался в 18% случаев, в г. Шатуре – в 15% случаев, в г. Владимире – в 17% случаев. (Венгер, 1994, с. 85).
Клинические проявления данной патологии определяется тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, органическое повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Психосоциальные факторы же играют косвенную роль в развитии заболевания, но они способны сильно усугубить его. К таким факторам, например, относится неудовлетворенность главной детской потребности – материнской любви. Любовь к матери играет главную роль в их эмоциональном развитии. Уставшая мать, которую окружающие обвиняют в неумении воспитывать ребенка, не обладающая к тому же информацией об особенностях взаимодействия с ребенком с СДВГ, очень часто прибегает к физическим наказаниям, к вербальной агрессии (оскорблениям). Все это влияет на протекание развития заболевания у ребенка. .......................
Глава 1. Психологические аспекты изучения синдрома гиперактивности в психологической науке.
1.1 Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Проблемы воспитаний гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений. Несмотря на то, что в деле воспитания ребенка принимают участие и стараются помочь многие (воспитатели, учителя, руководители кружков), семья несет основной груз ответственности за поведение сына или дочери. (Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. 1993, с.76).
Гиперактивность – прямой перевод соответствующего англоязычного термина hyperactivity (слишком/чрезмерно активный). Но ведь это буквально понимаемое слово далеко не всегда обозначает особенность ребенка, нарушающую адаптацию и его существование в социуме. Достаточно давно в психологической и медицинской литературе используется аббревиатура СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) как особый медицинский диагноз.
Существует несколько толкований термина «гиперактивность». Первая трактовка – прямое определение, то есть тот случай, когда ребенок является чрезмерно (с точки зрения взрослого) активным, но эта активность абсолютно целенаправленная. То есть такой ребенок не хаотичен в своих действиях, а планомерно и достаточно быстро движется к достижению своей цели. Такой ребенок может браться за несколько дел одновременно, но, как правило, большинство из них он доводит до конца. .................