Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Кризисы профессионального становления психолога-консультанта
Введение
В современном обществе психологическое консультирование по своей актуальности и практической значимости востребовано. Консультирование является одной из нетрадиционных и весьма трудоемких видов психологической помощи. Деятельность психолога-консультанта, в первую очередь, строится на психопрофилактической работе и социально- терапевтической помощи лицам, находящимся в кризисных ситуациях.
Актуальным направлением исследований в психологии является исследование сущности профессиональной деятельности психолога-консультанта, этапов профессионального становления, требований к личности и профессиональным навыкам специалиста.
Проблема профессионального становления специалиста является многосторонней. В настоящее время наблюдается повышение интереса к проблеме становления профессиональной идентичности (Белинская Е. П.,-Гузь А.В., Гульяц Э.К., Донцов А.И., Ермолаева Е. П., Жданов Е.А., Климов Е.В, Кудрявцев Т.В, Любимова Г.Ю., Митина JI.M., Павленко В. Н, Пряжников Н.С. и др.). У человека формируется не просто профессиональная идентичность как система связанных с трудом ролей и ценностей, а более широкая характеристика: социально-профессиональная идентичность. Для психолога-консультанта это обусловлено тем, что в его профессиональном становлении и практической работе особое место уделяется его личностным качествам, ценностно-смысловой и мотивационной сфере[1].
...................
1.2. Этапы профессионального развития психолога-консультанта
Проблема профессионального становления в настоящее время приобретает все большую значимость в глазах зарубежных и отечественных исследователей. Причем многие авторы связывают профессиональное становление и личностное развитие человека (М.Я. Басов, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Е.А. Климов и др.). Особое значение данная взаимосвязь приобретает в профессиональном становлении психолога-консультанта[19].
По мнению ученых, в ходе овладения профессией человек самоактуализируется, приобретает необходимые умения и навыки, корректирует свои жизненные представления, проявляет интересы, склонности, удовлетворяет потребности и, конечно, самосовершенствуется.
Сложный процесс преобразования человека в профессионала в ходе обучения в техникуме, вузе, выявление факторов, влияющих на профессиональное становление обучающегося, и другие важнейшие вопросы освещены в трудах В.С. Мерлина, Э.Ф. Зеера, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др.[15,31]
Профессионально становление имеет стадийный характер. Нас интересует тот факт, что одной из важнейших стадий профессионального становления является период получения профессионального образования, где осуществляется процесс профессиональной самоидентификации.
На этом этапе в центр выдвигается учебно-профессиональная деятельность, в ходе которой обучающийся совершенствуется в этическом, интеллектуальном и эстетическом плане. Он более глубоко осознает общечеловеческие ценности, познает свой внутренний мир, формирует отношение к окружающему. При этом значительно изменяется социальная ситуация развития: студент также, как и школьник овладевает системой знаний, умений, навыков, но они носят специализированный характер и их учебная деятельность все больше связывается с профессиональной деятельностью (появляется более дифференцированное представление о профессии, развивается профессиональное мышление, память) [39].
..........