Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста
Введение
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остаётся на сегодняшний день одной из самых актуальных. При введении ФГОС дошкольного образования данная проблема будет еще актуальнее, так как в педагогике ранее такую проблему не исследовали. Самостоятельность личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьёзное внимание. Целесообразность формирования на стадии дошкольного детства личности, не пассивно созерцает действительность, а активно преобразует её, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
Изучение проблемы самостоятельности в педагогике на сегодняшний день ведётся в различных аспектах. Исследуется сущность самостоятельности дошкольника, её природа (А.Г. Хрипкова, П.И. Пидкасистый, Г.А. Балл); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Н.А. Цыркун, Д.В. Ольшанский, Т.И. Горбатенко); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Т.Г. Гуськова, Г.Н. Година, Ю.Н. Дмитриева); условия, этапы и методы развития самостоятельности дошкольника (Н.С. Кривова, З.В. Елисеева, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская)
...........
Глава 1. Теоретические основы исследования формирования самостоятельности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие самостоятельности в психологии и педагогике
Проблемы самостоятельности становятся одним из приоритетных направлений, поскольку и время наше требует большей активности, идущей от самого человека, и сама история развитии человека, его будущее во многом зависит от того, каким образом он решит для себя проблемы самостояния, а иначе – самостоятельности.
Проблемы самостоятельности – проблемы не новые. Жан Жак Руссо, И. Песталоцци в XVIII веке, К.Д. Ушинский и А. Дистервег в XIX веке развивали мысль о необходимости формирования у ребенка самостоятельности в процессе обучения и воспитания [25, с. 76].
А. Дистервег прямо писал о том, что никого ничему нельзя научить, можно только помочь им чему-то научиться; что только организуя самодеятельность учащихся, помогая им самостоятельно добывать знания из предложенного материала, мы можем содействовать их успешному учению. Немало об этом размышляли и отечественные педагоги. П.Ф. Лесгафт писал: «Без анализа и рассуждения, без поверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него общих понятий нет, он знает, но не понимает» [34, с. 121].
........