Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Предметно – развивающая среда, как условие развития игровой деятельности детей среднего возраста
Введение
Развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического облика. Развивающая среда выступает в роли некого стимулятора в целостном процессе формирования и становления личности ребёнка. Рассматриваемая нами среда способствует обогащению личностного развития, а также раннему проявлению разнообразных способностей.
Среда, в которой живёт ребёнок, оказывает большое влияние на его развитие и становление. Данную позицию отмечали многие учёные-педагоги прошлого, например: В.Н. Дружинин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Касаемо современных представителей, придерживавшиеся такого же мнения, можно отметить: Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова.
Важным является и то, что среда должна соответствовать возрастным особенностям ребёнка. Так, однообразие среды ребёнка может привести к ограничению его развития и к задержке речи.
Вопросами предметно-развивающей среды занимались многие представители психологии и педагогики, к таковым можно отнести: Г. Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, М. Я. Басов, П.П. Блонский, А.Б. Залкин, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, Л. С. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Отмечается и то, что предметно-развивающая среда чаще всего имеет связь с предметным пространством, которое соотносится с игровой средой.
..................
2. Особенности построения предметно-развивающей среды в группе ДОУ.
Вопросы по развитию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении не раз являлась предметом изучения многих специалистов не только в педагогике, но и в других областях знаний. Следует понимать, что только правильно организованная предметно-развивающая среда может обладать хорошим потенциалом в развитии ребёнка, его способностей.
Отечественные авторы, в рамках педагогики и психологии имеют большой опыт воспитания и обучения детей на основании данной среды, которая в первую очередь соответствует их возрастным особенностям. В исследованиях таких авторов как: Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина, подчёркивается особая роль предметно-развивающей среды [5;9]. Одними из важных и необходимых составляющих предметно-развивающей среды является интерьер и дизайн внутренних помещений ДОУ: пособия, мебель, игрушки и так далее.
Учёными, на протяжении многих лет накапливался опыт представления о среде, как факторе, положительном при работе с детьми дошкольного возраста. Многие учёные: Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов уделяли большое внимание среде, как определённому компоненту воспитательной системы.
..........