Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Покаяние в Постной Триоди
ВВЕДЕНИЕ
Любой человек, даже мало знакомый с православным богослужением, приходя в храм во время Великого поста, понимает, что богослужение Церкви в этот период значительно отличается от службы в любое другое время года. И дело не только в том, что изменился цвет облачения священнослужителей, что храм не освещен ничем, кроме свечей и лампад, что в церкви больше читают, чем поют, и сами распевы сменились на более строгие, минорные. Изменились и внешний строй, и внутреннее настроение богослужения.
Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который читается в храмах в первые дни поста, является стилистическим и смысловым введением в Великий пост. Он совершенно изменяет самосознание человека, поставляет его перед другой реальностью, задает необыкновенно высокий тон всему посту, научая тому, как строго должен относиться человек к своей собственной душе, как внимательно следует разбирать все ее пожелания и поступки. Этому же посвящена практически вся Постная Триодь. Тексты из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которые читаются в это время за богослужением, придают еще большую наглядность всем этим призывам к покаянию, исправлению и к очищению своей совести.
...............
1. Сущность покаяния богослужебной Постной Триоди
Покаяние - то состояние, в которое вводит нас подготовительный период к Великому посту.
Притчей о мытаре и фарисее, центром которой является призыв к смиренному покаянию, открывается та часть подготовительного к Великому Посту периода, когда в храмах начинают петь покаянные стихи(ры) и читают первые великопостные каноны из богослужебной Постной Триоди .
В этой книге собраны молитвы, песни и каноны на все дни Великого поста и потому ее можно назвать молитвенной антологией покаяния.
Часть покаянных песнопений, например таких, как «Покаяния двери отверзи ми ..», «Помилуй мя, Боже» и другие, будет петься вплоть до пятой седмицы Поста, на протяжении восьми недель, целых двух месяцев.
За три недели до начала Поста мы слышим призыв молящихся к покаянию, чтобы подойти к посту в соответствующем настроении и быть готовым к духовным подвигам в дни Великой Четыредесятницы.
В это воскресение будет короткое, но очень емкое евангельское чтение о мытаре и фарисее. В книге толкований на великопостные праздники это чтение открывается стихами «Если ты фарисей, удались из храма, потому что внутри него Христос, а Ему приятнее смиренный».
................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Песнопения Великого поста нужно не только слушать в храме. Их надо перечитывать дома как домашнее задание по науке из наук: познанию себя и очищению себя от греха.
С нашей точки зрения «Постная Триодь», это сокровищница и мыслей, и настроений, и чувств, равной которой нет. Ни одна богослужебная книга Православной Церкви не приближает человека к Богу так, как Триодь Постная. Вникая в ее тексты, которые или читаем, или слышим в храме, мы понимаем, что действительно, Великий пост — это весна души.
Как растение, пробуждаясь, получает соки из оттаявшей земли, необходимый солнечный свет от весеннего солнышка, так и наша душа при чтении этой книги оживотворяется, буквально напитывается соками. В душе расцветают прекрасные цветы: смирение, любовь — как к Богу, так и к ближнему. Просыпается молитвенный настрой.
..................