Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мотив покаяния в лирике А.С. Пушкина
Введение
Актуальность темы. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью мотива покаяния как в творчестве А. С. Пушкина, так и в русской словесности вообще, связанной с доминантным для отечественной культуры типом православно-христианской духовности; попыткой целостного восприятия «молитвенной» поэзии Пушкина, что позволяет расширить и обогатить представление о поэтике Пушкина; необходимостью применения адекватной предмету исследования методологии, общефилологических, литературоведческих и богословских категорий, позволяющих более глубоко и всесторонне изучить предмет исследования.
При анализе мотивов покаяния в текстах Пушкина может естественно возникнуть ощущение некой идилличности в рассмотрении как художественного мира Пушкина, так и самого поэта. Но стоит учесть тот факт, что сам предмет изучения ориентирует нас на возвышенную, благородную перспективу поэтической мысли и особенный корпус текстов. В мотивах покаяния поэзии Пушкин показал самое утонченное направление духовной культуры.
.................
Глава 1 Эстетика и противоречивые религиозно-философские взгляды поэта, мифологический подтекст творчества А.С. Пушкина
Сегодня очевидным становится тот факт, что Пушкину удалось преодолеть свое безверие, которое в те годы в большей степени можно рассматривать как довлеющее настроение. Парадоксально, что на чисто интеллектуальном пути, он сумел усмотреть глупость и умственную поверхность «просветительного» отрицания.
Свое отношение к вере автор выражает и в своем творчестве. Так в рукописях 20-х годов, было отмечено, что « не допускать существование Бог — значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоиться на носороге» [32]. Размышляя о небытии после смерти, в своем раннем творчестве Пушкин отмечает, что это есть «призрак пустой, сердцу непонятный мрак», о котором человеку чуждо размышлять, так как это внушает страх.
На мой взгляд, самое необычное свидетельство его отношения к «безверию», содержится в письме, которое он отправил из Одессы (1824 год). Данное письмо сыграло роковую роль в жизни поэта, из-за него он был исключен со службы и сослан под надзор в Михайловское. В связи с этим фактом, пушкиноведы исследовали данное письмо со всех сторон, однако был упущен подлинный смысл, свидетельствующий о состоянии религиозной мысли Пушкина, он пишет: «Читаю Библию, святой Дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гете и Шекспира. Ты хочешь знать, что я делаю – пишу пестрые строфы романтической поэмы – и беру уроки чистого афенизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил».
............