Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Нравственное воспитание младших школьников средствами песенного искусства (1 глава)
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости;
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля).
Следовательно, духовно-нравственное воспитание принимается именно в качестве педагогически ориентированного процесса, в границах которого обучающимся передаются нравственные нормы и моральные законы в масштабе жизни, организуется необходимая среда для освоения системы общественных и общежизненных ценностей и определении собственной ценностной иерархии. Заметим, что главная цель духовно-нравственного воспитания сводится к становлению личности, чувствующей ответственность за совершение поступков, умеющей самостоятельно принимать серьезные решения и делать четкий выбор, стремящейся к поведенческой объективности в любой ситуации.
Современные условия нравственного развития подрастающего поколения – это ведение процесса обязательной социализации человека, укрепление смыслообразующих аспектов в его отношении к жизни и мировосприятии, способствование обретению нравственных идеалов и желании следования традиционным нормам. Иными словами, «Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу» .
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственностии патриотизма. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
*
*
4. Сегодня у школьников есть много возможностей развиваться нравственно и духовно, одним из средств такого развития является изучение наследия мировой музыкальной культуры, восприятие музыки как духовного достояния. Раннее получение возможности ознакомления ребенка с классической, народной и церковной музыкой задает основу для успешного духовно-нравственного развития. Заметим, что музыка, имея безусловную возможность передачи эмоций и чувств, существенно расширяет границы детских представлений о человеческих переживаниях, способности человека к состраданию и любви. Музыка позволяет ребенку эмоционально отозваться на звучащие аккорды пианино или, вслушиваясь в пение скрипки, воспитывать в себе такие качества личности, как доброту и милосердие.
5.