Выдержка из работы:
Введение
Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; места, где он никогда не был и не будет; существа, которых нет. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.
Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении.
Человек способен в своем сознании творить образ еще не существующего предмета или явления, а потом воплощает его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Для этого человеку, безусловно, необходимо воображение.
............
1. Понятие виды, формы и функции воображения
Каждый современный человек в своей повседневной жизни, так или иначе, соприкасается с воображением в различных его формах: мечтах, сновидениях, фантазиях. Однако отношение к самому процессу создания образа зависит от конкретной личности и ее мировоззрения. Одни превозносят воображение, считая его основой создания прекрасного будущего, а другие полны скепсиса, считая, что воображение лишь помеха для рационального мышления.
Несмотря на полярность позиций по данному вопросу, отрицать важность творческой фантазии нельзя, ведь она является неотъемлемой частью процесса восприятия окружающего мира, его специфическим отражением в сознании каждой личности.
Дать определение понятию «воображение» стремились многие мыслители. Так, например, Аристотель характеризует воображение следующим образом: «Воображение же есть нечто отличное и от ощущения, и от размышления; оно не возникает без ощущения, а без воображения невозможно никакое составление суждений; а что воображение не есть ни мышление, ни составление суждений — это ясно. Ведь оно есть состояние, которое находится в нашей власти (ибо можно наглядно представить себе нечто, подобно тому как это делают пользующиеся особыми способами запоминания и умеющие создавать образы), составление же мнений зависит не от нас самих, ибо мнение необходимо бывает или ложным, или истинным. .........