Выдержка из работы:
Введение
В настоящее время волонтерская деятельность все чаще становится объектом исследования в гуманитарных дисциплинах. Многочисленные работы посвященные добровольческой деятельности сконцентрированы преимущественно на проблемах деятельности волонтеров, особенностях коммуникации и социального обучения членов организации. Мы считаем, что научное осмысление добровольческой деятельности как объекта психологического изучения является весьма актуальным в связи с недостаточностью психологических исследований данного вида деятельности, личностных особенностей ее участников.
Исследование ценностей и ценностных ориентаций личности имеет обширную историю в рамках отечественных и зарубежных гуманитарных наук.
Отечественная и зарубежная психологии знакомы с работами по изучению ценностей и ценностных ориентаций Василенко В. А, Нарского И. С., Тугаринова В. П., Дробницкого О. Г., Ломова Б. Ф., Климова Е. А.,
Ядова В. Я., Братусь Б. С., Клочко В. Е., Тихомирова О. К., Здравомыслова А. Г., Маслоу А., Шварца Ш., Билски У., Франкла В., Роджерса К., Дюркгейма Э., и прочих авторов. Это не ссылки, это указание ученых, которые, так или иначе занимались указанной проблемой
Исследованию ценностных ориентаций людей, участвующих в волонтерской деятельности посвящено гораздо меньше специализированных работ. Мы можем отметить исследования Шепетуна Ю. В., Шековой Е. А., Суворова А. В., Субботинского Е. В., Сикорской Л. Е., Яницкого М. С., Потаповой Н. А., Паршиной Ю.В., Кудринской Л. А., Кейсельман В. Р., Дарли М, Бэтсок К. Д.
............
Глава 1. Теоретическое исследование мотивационно-ценностных особенностей участников корпоративного волонтерского движения.
1.1. Ценностно-смысловая сфера личности.
Категория ценностей является одной из наиболее сложных в гуманитарных и социальных науках. Проведенный анализ позволяет выявить неоднозначность определения терминов ценности и ценностные ориентации.
Ценностно-смысловая сфера в отечественной психологии была предметом исследования многих авторов и понимается в виде функциональной системы, формирующей смыслы и цели жизнедеятельности человека и регулирующей способы их достижения (работы С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. С. Братуся, Н. И. Непомнящей). Кроме того, были исследованы структурные компоненты ценностно-смысловой сферы личности: ценностные ориентации, личностные смыслы и установки (в работах А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, А. В. Серого, Е. А. Березиной). Также существуют работы, посвященные ценностно-смысловым образованиям (Ю. М. Кузнецовой), ценностному отношению (Ф. Е. Василюка, Б. И. Додонова, Д. А. Леонтьева), смыслообразованию (Б. С. Братуся, А. Г. Асмолова) и регуляции (А. Г. Здравомыслова, В. Б. Ольшанского, М. С. Яницкого). Это еще не ссылки
По мнению Г. М. Андреевой, ценности являются одновременно мотивационными и когнитивными образованиями. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на конкретные цели и в то же время определяют когнитивную работу с информацией. Ценности являются для индивида критериями оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. Вместе с этим ценностные представления служат категориями, с помощью которых человек обозначает явления окружающего мира. Таким образом, ценности являются основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, и как следствие, основанием познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через ценности, т. е. ценности определяют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности всегда ценностно, поскольку наделено смыслом [4].
...........