Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проблемы формирования и изменения социальных установок
Введение
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует развертыванию реального действия, необходимо прежде всего проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривается соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях поступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выбирают именно данный мотив?
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: "Вряд ли мне понравится этот человек: я вообще не люблю математиков" и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию "отношение". Однако в психологии термин "установка" имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования, и необходимо соотнести понятие "социальная установка" с этой традицией. Установка - состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге. Общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и др. Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка включает три аспекта: когнитивный - осознание объекта; аффективный - эмоциональная оценка объекта; поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту, а так же их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.
Формирование социальных установок - центральный механизм социально-психологической адаптации, включая формирование установки к определенной профессиональной деятельности и различным ее сторонам (условиям протекания, характеру, специализации и т. д.). Социальная деятельность, как и всякая другая активность, так же начинается с готовности, установки, в которой наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования, ожидания.
В области представлений о феномене социальной установки мы опираемся на исследования П. Н. Шихирева, Ш. А. Надирашвили и др., согласно которым установка, определяющая социальное поведение и представляющая собой его психологическую основу, является социальной установкой, так как в ее формировании, наряду с другими факторами, участвуют факторы социальные.
Целью нашего исследования стало рассмотрение проблемы формирования и изменения социальной установки.
Предмет исследования: процесс формирования и изменения социальной установки.
Объект изучения – социальная установка личности.
Гипотеза исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существуют некоторые различия в особенностях социальной установки личности в зависимости от статусного положения в коллективе: у