Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ответы на 2 вопроса по теории образования
3. Назовите представителей педагогики ненасилия в России и за рубежом.
Вторая половина XIX века вошла в отечественную историю как «освободительная эпоха», эпоха гражданских реформ. Освобождение касалось не только крепостных крестьян: все слои русского общества становились полноправными гражданами. Естественно, что образование и школа не могли остаться в стороне от этого важного преобразовательного движения, много нужно было создавать заново: школы, учителей, педагогическую журналистику, педагогическую литературу, педагогическую теорию и практику. В рассматриваемый период идеи ненасилия в педагогике получили не только свое наивысшее развитие, но и воплощение, как в опыте экспериментальной педагогики, так и в различных проектах новых школ.
Эту характерную тенденцию для русской педагогической мысли отмечал П.Ф. Каптерев: «Занимается заря новой, свободной педагогии и занимается с востока. Идея о свободной школе есть, если не преимущественно русская идея, то в значительной степени русская». Разрабатывая свой проект школы будущего, Каптерев стоял на позиции свободы и ненасилия. Отмечая, что время такой школы еще не пришло, он, тем не менее, поддерживал это новое движение к свободной школе, высказывал свои взгляды на организацию педагогического процесса в «новой школе». Во-первых, по его мнению, создание настоящей свободной школы, невозможно без деятельного участия в делах родителей, которые должны посещать уроки, участвовать в школьных советах, собраниях, иметь право решающего голоса. Вместе с тем, Каптерев считал, что это даст свои положительные результаты при наличии у родителей «равного образования с педагогами».
Роль образования, его историческая миссия чрезвычайно многогранны и ответственны. Оно осуществляет социальное воспроизводство в целом: становление человека, его подготовку к выполнению социальных ролей, развитие социальных отношений, устоев морали. По своему предназначению миссия образования может осуществляться наиболее полно и последовательно, если образованию удаётся опережать социокультурное и экономическое развитие общества.
Однако такая опережающая миссия образования осуществлялась в истории довольно редко, чаще, когда в обществе назревали серьёзные коллизии и преобразования. В настоящее время в связи с резким ускорением темпов развития общества, нарастанием экологических, политических, демографических, морально – нравственных рисков и угроз выполнение опережающей миссии образования становится особенно актуальным и является условием преодоления явно назревшего кризиса российской системы образования. В последнее десятилетие происходит переосмысление роли образования.
4. Обоснуйте необходимость государственных стандартов в системе образования