Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Ролевая виктимность как индивидуальная особенность, препятствующая саморазвитию студентов
Введение
Современные динамические социальные изменения в обществе предъявляют высокие требования к личности, ее адаптационным и ресурсным способностям. Личность как жертва оказывается бессильной к критическим ситуациям, возникающим в обществе (кризис, стресс, конфликт, фрустрация и когнитивный диссонанс). Во многом определяющим в возможности стать жертвой являются индивидуально-психологические особенности самой личности. Проблема изучения личностных характеристик, определяющих виктимное поведение, препятствующее саморазвитию, становится все более насущной. Все это актуализирует необходимость изучения ролевой виктимности как индивидуальной особенности, определяющей повышенную уязвимость личности перед различными негативными внешними воздействиями. Особое значение представляет своевременное диагностирование проявлений ролевой виктимности, препятствующей саморазвитию студенчества, а также её профилактика.
Ролевая виктимность достаточно прочно закрепляется в поведении, ограничивает жизненный потенциал личности, препятствует ее саморазвитию. В связи с этим особо актуальным направлением исследований является изучение ролевой виктимности как индивидуальной особенности, препятствующей саморазвитию студентов.
Степень разработанности проблемы. Вопросы виктимности, ролевой психологической виктимности и виктимизации рассмотрены:
- в криминологическом, юридическом, социологическом, психологическом аспектах (О.О. Андроникова, М.А. Одинцова, Т.В. Варчук, Я.И. Гостунская, Д.В. Ривман, В.Я. Рыбальская, A.B. Туляков, JI.B. Франк и др.);
..................
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию ролевой виктимности как индивидуальной особенности, препятствующей саморазвитию студентов
1.1. Понятия психологической виктимности, ролевой психологической виктимности, виктимизации в научной литературе
Понятие «поведение» является предметом достаточно большого количества социологических и психологических исследований. По сути, поведение является реакцией живого существа на внешние и внутренние изменения и раздражители. Но со временем в поведении рассмотрели не только эмоциональные реакции, но и социальную составляющую. Именно поэтому возник новый термин – «социальное поведение» [14, с. 23].
Социальное поведение – это вся совокупность поведенческих процессов человека, которые напрямую связаны с удовлетворением его физических и социальных потребностей. Также социальное поведение – это отражение совокупности реакций на окружающую среду. Она постоянно изменяется в связи с тем, что современное общество подвержено постоянной динамике и процессам технологизации, индустриализации и глобализации.
Субъектом социального поведения является отдельный индивид или более обширная социальная группа. Поведение человека напрямую зависит от процессов его социализации.
Социализация – это приобщение и восприятие общепринятых норм и ценностей, которые являются обязательными в обществе. Социализация может быть двухуровневой – первичной и вторичной:
Первичная социализация достигается человеком в раннем возрасте, в пределах его семьи.
.................