Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности в логопедии
В последние годы проблема коммуникабельности, речевого общения детей, их коммуникативные способности и речевое развитие стали предметом значительных теоретических и практических исследований ученых, специального анализа.
Как отдельная категория, проблема общения и коммуникация детей, стала предметом всестороннего изучения философов (Л. П. Буева, Б. Д. Прыгин, В. М. Соковнин, А. А. Брудный); социологов (Я. Щепаньский , Г. М. Андреева , И. С. Кон. Н. В. Телюк, В. М. Тисленко); психологов (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Е. С. Кузьмин, А. Н. Леонтьев, Ю. Л. Ханин); педагогов (С. В. Кондратьева, Т. Е. Конникова, Т. А. Мальковская); психотерапевтов (В. Н. Мясищев, В. Л. Левин, А. В. Добрович)...
В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития детей, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания [6]. Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С ее помощью люди обмениваются информацией и передают ее на протяжении многих лет. Развитие личности во многом зависит от социального окружения человека. Через взаимодействие с людьми, человек, а в частности, ребенок, удовлетворяет свою важнейшую потребность — потребность в общении, совершенствует психические и когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень в своем развитии. При нарушениях речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии данных потребностей. Установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.
Понятие «коммуникация» в литературе рассматривается с разных точек зрения. В лингвистическом словаре «коммуникация — «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности» [4, с. 112]. В психологическом же словаре «коммуникация — это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка» [7, с. 204]. А в педагогическом словаре «коммуникация — это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии» [3, с. 102]. Не смотря на некоторые расхождения определений, общей мыслью данных терминов является то, что нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие...
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов. В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль играют коммуникативные способности. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Образовательный процесс необходимо строить на адекватных возрасту формах работы с детьми, причем основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. В детском саду должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, где взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство. Основой проектирования воспитательно-образовательного процесса, является отказ от учебной модели в детском саду, использование педагогами новых форм работы с детьми, позволяющими обучать воспитанников так, что они об этом не догадывались...