Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование самооценки детей младшего школьного возраста
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка как свойство личности теснейшим образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства. Выступая устойчивой личностной чертой, самооценка тесно связана с другими свойствами личности, особенно с тревожностью личности. Она влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности.
Младший школьный возраст - старт школьной жизни. Вступая в него, дошкольник обретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. В течение данного этапа у детей формируется абстрактное понимание, он приобретает новые знания, умения, навыки, формирует нужную основу для всего своего дальнейшего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не ограничивается, от её результативности непосредственно зависит формирование личности младшего школьника.
.......................
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие «самооценка» и особенности формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Самооценка — это представление человека о самом себе, о своих возможностях, способностях, отношениях с другими людьми [4].
От самооценки зависит, как человек воспринимает себя, отношения с окружающими, поведение при различных жизненных ситуациях (ссоры, конфликты, победа в споре и т.д.
Начало изучения самоотношения и самооценки личности в отечественной психологии знаменуется разработкой методики Дембо-Рубинштейна. Далее, можно отметить исследования И.С. Кона, открывшие отечественной науке основные достижения западных психологов в изучении проблемы «Я» [2].
Е.Т. Соколова в своем исследовании анализировала особенности самоотношения, самооценки невротической личности, где в качестве одной из главныхпричин невроза назвала непереносимость амбивалентности и противоречий, невозможность существования человека в субъективной картине мира и образа Я «хорошего» и «плохого» [37].
Наиболее полно специфика отношения личности к себе исследована В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым. Авторы установили, что самоотношение представляет собой не только самостоятельную составляющую самосознания, но и имеет сложное строение [32].
Самооценке отводится центральная роль в рамках современных психологических наук. Данный феномен интерпретируется как личностное образование, сформировавшееся под влиянием социального окружения, системы аксиологических модусов, влияющее на саморегуляцию личности.
.............