Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Исследование креативности и саморегуляции у подростков с девиантным поведением
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Отечественные психологические исследования, интересующей нас проблематики, содержат веские аргументы о том, что развитие саморегуляции в подростковом возрасте имеет особое значение, так как, подростковый период развития личности описывается повышенным вниманием к своему внутреннему миру. Усиление внимания к проблеме девиантного поведения подростков, как психолого-педагогическому явлению, делает проблему развития формирования компетенции саморегуляции у трудных подростков особенно актуальной.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что особенности девиантного поведения тесно связаны с формированием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности подростка, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности, потребности имеют тенденцию порочного гедонизма, индивидуализма, наживы и негативных пристрастий, а способность к саморегуляции слабо развита. Вопросы формирования сформированности саморегуляции у подростков с девиантным поведением исследовались только в рамках общего личностного развития. Таким образом, мы считаем, что есть потребность в разработке комплекса психолого-педагогических условий, которые определяли бы содержание, методы, формы, направление деятельности формирования компетенции сформированности саморегуляции у подростков с девиантным поведением в условиях закрытого учреждения.
.................
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Проблема изучения саморегуляции в научной литературе
Система саморегуляции поведения личности представляет собой целостную систему психических средств, при помощи которых человек способен управлять своей целенаправленной активностью [12, с. 22].
В качестве основных функциональных компонентов модели саморегуляции были выделены следующие: цели деятельности, модель значимых условий, программа исполнительских действий, критерии успешности, оценивание результатов, коррекция. Данные функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся: планирование целей, моделирование значимых для достижения цели деятельности условий, программирование действий, оценивание, коррекция результатов. Эти процессы между собой взаимосвязаны, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. Саморегуляция осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения [12, с. 42].
..............