Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социально-педагогическая работа по формированию нравственно-этических представлений у подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях цссв
Актуальность работы обусловлена тем, что современное общество столкнулось с острой проблемой нравственно-этического воспитания подростков. Кризисные явления в экономической и социальной сферах, потеря нравственных идеалов и этических ценностей определяют необходимость поиска средств воспитания, способных преодолеть образовавшийся в последние десятилетия духовно-нравственный вакуум или минимизировать его негативные последствия. Процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, непосредственно влияют на изменение нравственно-этического и этического сознания индивида, его ценностных ориентаций.
Российское общество переживает нравственно-этический кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Реалиями современного российского общества стали рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности и другие. В обществе происходит нарушение социально-экономических и морально-этических основ. В этих условиях сложнее всего формируется нравственная позиция личности...
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему, в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т. д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность...
В подростковом возрасте складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются устойчивые контакты со сверстниками, возрастает потребность в самопознании, в утверждении собственной личности. Подросток ориентируется на пример окружающих людей, устремлен к поиску идеала, к выбору средств самоутверждения. В этом возрасте чрезвычайно важно помочь подростку найти правильные нравственные ориентиры, сообщить моральные знания основных нравственных категорий, совместно определить пути самовоспитания. Расхождение между желаемым и возможным, идеальным, представляемым и реальным, посильным и непосильным - характерное противоречие этого возраста, которое необходимо учитывать в процессе нравственно-этического воспитания. Под девиантным поведением подростка мы понимаем отклонения во внутренней ценностно-мотивационной структуре личности, которые проявляются в его поведении, у психически и физически здоровых детей, имеющими проблемы в нравственном, умственном, эмоционально-волевом развитии вследствие просчетов воспитания, неблагоприятной ситуации развития в тот или иной период онтогенеза и, в силу этого, не поддающихся обычным мерам педагогического воздействия...