Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
Введение
Актуальность исследования. Формирование Я-концепции в младшем школьном возрасте представляет собой актуальную проблему современного начального образования. «Я-концепция» имеет в своей структуре набор устойчивых характеристик личности, с помощью которых происходит личностное развитие младшего школьника и его эмоциональное оценивание.
На формирование «Я-концепции» младшего школьника оказывают влияние многочисленные факторы, к которым можно отнести способность к саморазвитию, реальные достижения человека, а также оценки личности окружающими людьми.
При этом основными средствами формирования Я-концепции на этапе начального обучения могут выступать содержательный досуг, специальные развивающие занятия, включающие в себя разнообразные методы (сказкотерапию, арт-терапию и т.д.)
В исследование данной проблемы внесли свой вклад такие ученые как Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Л.И.Божович, Л.В. Занков, А.В. Захарова, В.В. Давыдов, A.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие.
Общетеоретические и методологические вопросы, раскрывающие становление Я-образа, самосознания в контексте проблемы развития личности (Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев. B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн. П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова). ........................
Глава 1. Теоретические основы формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
1.1 Понятие Я - образа в психологической литературе
Интерес к проблеме Я-концепции в отечественной психологии значительно велик, что объясняется особой значимостью данной проблемы в связи с разработкой вопросов общей теории развития личности. В отечественной психологии имеются работы, в которых проблемы Я-концепции и самосознания разрабатываются в следующих аспектах:
Я-концепция личности на начальных этапах онтогенеза является мало изученной областью, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Имеются исследования, посвященных изучению Я-образа младших школьников (Н.Е. Анкудинова, Л.И. Божович, А.В. Захарова, Г.Г. Кравцов, Л.С.Славина), которые вносят значительный вклад в
понимание проблемы, однако остаются и некоторые нерешенные вопросы.
Разработка проблемы Я-концепции младших школьников, его развития невозможна без обращения к вопросам сущности, природы, генезиса, строения Я-концепции, его значения в регулировании деятельности, без раскрытия закономерностей его становления.
А.Н. Леонтьев рассматривает личность как образование, определяющееся «природой самих порождающих его общественных отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности» . Деятельность является реальным основанием личности. ...............