Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль дидактических игр в активизации атрибутивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня (1 глава)
Актуальность темы исследования. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления...
Из психолингвистических методов и подходов одним из распространенных является исследование детской речи. Ана¬лиз процессов становления и развития ре¬чевой деятельности в онтогенезе, как показала практика, часто оптимальный путь изучения внутренних механизмов, определяющих названную предметную область. Объясняется это тем, что в онтогенезе скрытые от прямого на¬блюдения, автоматизированно и свернуто протекающие процессы оказываются рас¬членены, развернуты и представлены в дезавтоматизированном виде, а поэтому они легко наблюдаются. Простота наблюдения этих процессов и сравнительная простота фиксации явлений детской речи привлека¬ли к ней внимание исследователей разного профиля давно. При этом всем казалось, что то, что просто увидеть, просто и объяс¬нить. Каждый, у кого были дети, как ему представляется, может объяснить, почему то или иное явление языка возникает вслед за другим явлением или предшествует ему, каковы закономерности появления того или иного феномена детской речи. Между тем, как показали специальные исследова¬ния онтогенеза речи в психолингвистиче¬ском аспекте, онтогенез мыслеречедеятельности - это сложный процесс, в кото¬рый входит множество разнообразных, противоречивых и пересекающихся линий развития. Нет необходимости упоминать о том, что развитие речи вызывает к жизни развитие множества психических функций, взаимодействующих с речью и вступающих с ней в сложные отношения...
Проведенные В.И. Лубовским исследования развития словесной регуляции действий у детей в нор¬ме и патологии показали, что об¬щую закономерность аномального развития составляют недостаточ¬ность и специфические особенно¬сти словесного опосредования. Не¬достаточное участие словесной системы обнаруживается при этом как в регуляции произвольных ре¬акций, так и в других видах психи¬ческой деятельности детей. Это от¬рицательно влияет на процессы приема, переработки и хранения информации, т. е. обуславливает недостатки восприятия, памяти, мышления, регуляции деятельности в целом.
Для понимания механизма и сущности речевых нарушений чрез-вычайно важное значение имеют нейропсихологическое исследова¬ние А. Р. Лурия и его последовате¬лей (Э. С. Бейн, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой и др.). В работах А. Р. Лурня анализируется систем¬ное строение мозга и рассматрива¬ется роль каждой из системных единиц в осуществлении сложных форм психологической деятельно¬сти, в том числе и речевой деятельности...