Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Духовные аспекты развития личности
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня критика духовного состояния общества и человека стала общим местом. Ученые, педагоги, журналисты говорят и пишут о кризисе духовности, массовизации, потребительстве и т.д. Многообразие концепций и трактовок «упадка» человека можно свести к выводу об утрате человеком собственной индивидуальности, своей творческой сущности. Человек, породивший все величие современной цивилизации, потерял ощущение собственного достоинства; все чаще он становится заложником обстоятельств, «винтиком» в каком-либо механизме.
Несмотря на животное происхождение жизнь человека не ограничивается законами биологии, есть еще «что-то». Этим «что-то», по нашему мнению, является духовность. Духовность ? понятие достаточно широкое, оно включает в себя всю совокупность человеческих ощущений и представлений, является центром, определяющим жизнь человека.
………………………………………………….
ГЛАВА 1. ДУХОВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ
1.1. Сущность духовности в психологии
Человеческое развитие состоит из трех аспектов: физиологического, психологического и духовного. Последнее было актуальным объектом для изучения на протяжении длительного времени, да и сейчас духовный рост личности – важная составляющая для принятия и развития собственного «Я» [3].
Сам же процесс самопознания начинается в тот момент, когда человек осознает, что в его жизни недостает каких-то элементов и когда ранее актуаль-ный образ жизни перестал приносить удовольствие.
Духовность – это степень принятия высших образцов человеческой культуры, моральных и нравственных принципов и общечеловеческих духовных ценностей. Духовный человек не только понимает и признаёт все эти ценности, но и сам в своих действиях полностью ориентируется на них, принимая их в качестве внутреннего императива.
Многие известные авторы и исследователи дают собственные определе-ния того, что такое духовность. Давайте рассмотрим несколько наиболее рас-пространённых трактовок:
Советский «Словарь по этике» определяет духовность как качество лич-ности, которое характеризует её мотивацию и смысл поведения. Согласно другому определению из этого же словаря, духовность – это ценностная позиция, объединяющая нравственные, моральные, политические, религиозные, эстетические и прочие ценности.
В словаре Ожегова духовность определяется как свойство души, которое заключается в преобладании нематериальных ценностей над материальными.
В психологии духовность рассматривается как проявление двух потреб-ностей: потребности приносить пользу другим и потребности развиваться и расширять свои знания.
В справочниках по педагогике можно встретить два определения. Со-гласно первому, духовность – это высшая точка развития личности, в которой её ориентирами становятся общепризнанные человеческие ценности. Согласно второму определению, это стремление действовать во благо окружающих.
Таким образом, термин «духовность» применяется во многих сферах знаний и может трактоваться в них по-разному. Если говорить наиболее обобщённо, то духовность – это качество личности, характеризующее её нравственные, моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные, социальные и прочие духовные ценности [19].
Духовность как феномен, способный оказать влияние на процессы соци-ально-правового, экономического реформирования, в последнее время стал предметом серьезного теоретического осмысления в отечественной науке. Од-нако первое, что обнаруживается при обращении к анализу феномена духовного, так это трудности определения его в виде научного исследования. В сложной структуре человеческой личности понятие духовности трудноуловимо, не имеет жестко определенных связей с социальным статусом и ролями человека, нет прямой зависимости от его интеллектуального развития, приверженности к определенной идеологии.
……………………………………………………