Содержание:
Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивавшихся в период с VII – VI века до н. э. по VI век н.э. (от формирования архаических полисов (греч. polis – город – государство ) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии - в 529 году, когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников». Внутри древнегреческой философии принято выделять 3 периода. Первый – зарождения и становления – VII – V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего. Второй – «классический» – V – IV вв. до н.э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы : • строения материи; • теории познания; • сущности человека; • общественной жизни. Третий – угасание и упадок философии – III в. до н. э. – VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала по эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В этот период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др.. Основное внимание в этот период уделяется этическим и социально-политическим проблемам Понятие «средневековье», впервые употребили гуманисты во второй половине XV в.. Им обозначают историческое развитие Западной Европы в период со II по XV века. Характеризуется тем, что в духовной жизни общества доминирующее положение занимала религиозная идеология. Наиболее яркими представителями европейской средневековой философии являлись: Тертулион Карфагенский (160-220), Августин Аврелий (Блаженный) (354-430), Боэций (480- 524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285- 1349). Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии. Ей присущ ряд особенностей. Во – первых, она формировалась из двух источников: а) древнегреческой философии; б) священного писания; Во-вторых, она по сути теоцентрична (греч. theos - Бог); (центром мироздания есть Бог) и опирается на 2 принципа: а) идею творения; б) идею откровения; В третьих, в основе миропонимания лежит: а) креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) т. е. убеждение, что Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении; б) провиденциализм (лат. providentia –провидение) – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог, или его действия. В четвертых, философией занимались «по совместительству» священники, аббаты, епископы и т. д. Она развивалась только в стенах церковных и монашеских школ, лишившись статуса самостоятельной области знания и превратилась в «служанку богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому. В средневековой философии выделяют два основных этапа: а) патристика (лат. pater - отец) – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь в основном на идеи Платона; б) схоластика– школьная учебная философия, преподававшаяся в университетах и школах. Кто занимался ею, был «схоластиком». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик». Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг). Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда. В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание: а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. ge – Земля) картине мира Клавдия Птолемея ( II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля; б) немецкий ученый Иоганн Кеплер ( 1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета 64 движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам ( как полагал Коперник ), а по эллипсам; в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника; г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики. Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя: • в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»; • в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ – пантеист, священник Джулио Ванини,; • в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье. Г. Галилей в письме к другу пишет: « На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию». В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени. Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов. Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры. I этап – XI – XVII вв. 134 II этап – XVIII – XIX вв. III этап – конец XIX – XX вв. Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения. Третий этап развития русской философии был ознаменован возникновением и развитием различных философских систем и направлений. Характерными особенностями философии этого периода являются: 143 а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) во многом религиозный характер. Сформировались течения: •религиозная философия; •космизм; •естественно-научная философия; •советская философия (советский вариант марксизма); •философия русской эмиграции; •евразийство и др. Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить, что ей присущи две основополагающие черты: 1) на ее развитии сказывается сильное влияние советской традиции (догматического подхода); 2) обновление, объединение различных направлений...................................................................
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Задание по философии права
Древнегреческая философия представляет собой совокупность разнообразных учений, развивавшихся в период с VII – VI века до н. э. по VI век н.э. (от формирования архаических полисов (греч. polis – город – государство ) на ионийском и италийском побережье до расцвета демократических Афин и последующих кризиса и крушения Римской империи). Через 1200 лет завершается античный этап европейской философии - в 529 году, когда византийский император Юстиниан отказывает язычникам в праве занимать публичные здания, запрещает иметь школы и преподавать, потому что это «растлевает души учеников». Внутри древнегреческой философии принято выделять 3 периода. Первый – зарождения и становления – VII – V вв. до н. э. Для него характерно исследование природы, космоса, поиски первоначала, истоков сущего. Второй – «классический» – V – IV вв. до н.э., соответствует расцвету древнегреческой рабовладельческой демократии. В этот период на первый план выступают вопросы : • строения материи; • теории познания; • сущности человека; • общественной жизни. Третий – угасание и упадок философии – III в. до н. э. – VI в. н. э., он соответствует кризису полисного устройства общественной жизни, появлению имперских государственных образований сначала по эгидой Македонии, а затем – Древнего Рима и, далее, упадку рабовладельческого общества. В этот период от философии, выступавшей как всеобъемлющая наука, стали отпочковываться частные науки, разрабатывавшие методы точного исследования природы. Для философии этого периода характерно большое разнообразие школ и учений с различных позиций трактовавших проблемы бытия, роль материи и духа, сущности и назначении человека и др.. Основное внимание в этот период уделяется этическим и социально-политическим проблемам Понятие «средневековье», впервые употребили гуманисты во второй половине XV в.. Им обозначают историческое развитие Западной Европы в период со II по XV века. Характеризуется тем, что в духовной жизни общества доминирующее положение занимала религиозная идеология. Наиболее яркими представителями европейской средневековой философии являлись: Тертулион Карфагенский (160-220), Августин Аврелий (Блаженный) (354-430), Боэций (480- 524), Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285- 1349). Философия Средневековья – своеобразный исторический тип философии. Ей присущ ряд особенностей. Во – первых, она формировалась из двух источников: а) древнегреческой философии; б) священного писания; Во-вторых, она по сути теоцентрична (греч. theos - Бог); (центром мироздания есть Бог) и опирается на 2 принципа: а) идею творения; б) идею откровения; В третьих, в основе миропонимания лежит: а) креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) т. е. убеждение, что Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, пребывающую в постоянном изменении; б) провиденциализм (лат. providentia –провидение) – система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет Бог, или его действия. В четвертых, философией занимались «по совместительству» священники, аббаты, епископы и т. д. Она развивалась только в стенах церковных и монашеских школ, лишившись статуса самостоятельной области знания и превратилась в «служанку богословия», т.е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию – теологическому. В средневековой философии выделяют два основных этапа: а) патристика (лат. pater - отец) – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые обосновывали христианство, опираясь в основном на идеи Платона; б) схоластика– школьная учебная философия, преподававшаяся в университетах и школах. Кто занимался ею, был «схоластиком». Это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик». Во-первых, XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг). Во-вторых, началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда. В-третьих, научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание: а) разработана Николаем Коперником гелиоцентрическая (Гелиос – у греков бог Солнца) картина мира, противопоставленная им геоцентрической (от греч. ge – Земля) картине мира Клавдия Птолемея ( II в. н.э.), который утверждал, что в центре мира находится неподвижная Земля; б) немецкий ученый Иоганн Кеплер ( 1571- 1630) сформулировал 3 основных закона движения планет, доказав, что оно не равномерно – планета 64 движется тем быстрее, чем ближе к Солнцу – и движение осуществляется не по кругам ( как полагал Коперник ), а по эллипсам; в) итальянский ученый Галилео Галилей (1564 – 1642) утверждал, что основой познания является опыт, построил телескоп – кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, пятна на Солнце, активно поддерживал гелиоцентрическую систему, за что был подвергнут суду инквизиции и отрекся от учения Коперника; г) английский ученый Исаак Ньютон (1642 – 1727) создал теорию движения планет и, связанный с этим Закон всемирного тяготения, а также завершил начатые Галилеем, Р. Декартом, Г. Лейбницем и др. создание новой механики. Эти открытия меняют взгляды людей на мир. Господствующей становится новая точка зрения механики, математики и астрономии, хотя: • в 1616г церковь запрещает гелиоцентрическую систему мира и сжигает книгу Коперника «Об обращении небесных сфер»; • в 1619 г обвинен в ереси и сожжен на костре, итальянский философ – пантеист, священник Джулио Ванини,; • в 1621 г сожжен в Париже за атеистические взгляды Ж. Фонтанье. Г. Галилей в письме к другу пишет: « На свете не существует большей ненависти – как ненависть невежества к знанию». В- четвертых, с развитием научного естествознания возникла потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. Это и стремятся решить философы Нового времени. Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре. В школах и училищах философия начинает преподаваться с XVII в., т.е. в Новое время, когда духовная деятельность становится самостоятельной. С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов. Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии прошла ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры. I этап – XI – XVII вв. 134 II этап – XVIII – XIX вв. III этап – конец XIX – XX вв. Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения. Третий этап развития русской философии был ознаменован возникновением и развитием различных философских систем и направлений. Характерными особенностями философии этого периода являются: 143 а) антропоцентризм; б) гуманизм; в) во многом религиозный характер. Сформировались течения: •религиозная философия; •космизм; •естественно-научная философия; •советская философия (советский вариант марксизма); •философия русской эмиграции; •евразийство и др. Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить, что ей присущи две основополагающие черты: 1) на ее развитии сказывается сильное влияние советской традиции (догматического подхода); 2) обновление, объединение различных направлений...................................................................