Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении истории России в 11 классе по теме "Начальный период Великой Отечественной войны"
Введение
Трудно игнорировать тот факт, что познавательный интерес и уровень учебной мотивации у современного учащегося неуклонно снижается. Стремление к достижениям в учебе высоких результатов наблюдается в основном в начальной школе, поскольку, как писал в своих трудах А.Н. Леонтьев, в младшем школьном возрасте, основной мотив учения состоит в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, и получении отметки как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
По мнению Н. Г. Морозова, в среднем же школьном возрасте возникает стойкий интерес к определенному (интересному и понятному) предмету, что приводит к общему снижению мотивации учения к неинтересным на их взгляд предметам. Это формирует формализм в усвоении знаний, поскольку мотивом посещения школы является «нужно», а не «хочу».
Мотивы учения у старших школьников, по мнению Л. И. Божовича связаны с намечаемой профессиональной деятельностью и, следовательно, с изучением тех предметов, которые необходимы для поступления.
И проблему снижения мотивации к обучению можно, несомненно, назвать одной из центральных проблем современного образования, поскольку ученик не может оценить взаимосвязи всех дисциплин.
..................
Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности
1.1 Определение понятия «учебная мотивация» в трудах отечественных и зарубежных авторов
Рассмотрением данной проблемы занималось огромное количество отечественных и зарубежных психологов и педагогов, таких как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Маслоу, А.С. Макаренко, А.К. Макарова, М.В. Матюхина, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд и многие другие. В трудах указанных ученых детально изучены особенности структуры и формирования мотивационной сферы обучающихся.
В данном параграфе рассмотрим такие понятия как: «мотив», «мотивация», «учебная мотивация» и «учебный мотив» с точки зрения авторов различных исследований.
Материалы психолого-педагогических исследований М.М. Безруких, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Т.Д. Кондратенко, В. К. Котир, С.А. Ладывир, В.С. Мухиной и других показывают, что всесторонняя подготовка детей к школе должна обеспечивать :
а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об окружающем мире, умений и навыков;
...............