Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие эстетического восприятия окружающего мира у старших дошкольников посредством ознакомления с архитектурой
Одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание как средство духовно-нравственного, культурного развития личности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает развитие эстетического восприятия окружающего мира как важнейшего компонента становления личности ребёнка. Художественно-эстетическое развитие выделяется в качестве важнейшей образовательной области, результатами освоения которой является становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни детей. Каждый ребенок в этом возрасте – маленький исследователь, который счастлив и удивлен, обнаружив неизвестный и удивительный мир вокруг него. Одним из способов воспитания цельной, гармоничной личности, способной ориентироваться в мире ценностей, является развитие эстетического восприятия окружающей действительности и мира искусства. Именно дошкольный период, с точки зрения психолого-педагогической науки, является чувствительным периодом развития эстетического восприятия, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, эмоциональны, восприимчивы, чувствительны, у них имеется огромное желание познавать мир.
Происхождение эстетических знаний и практики восходит к истории человечества. Даже на заре цивилизаций человек развивал способность видеть и чувствовать красоту окружающих его предметов. Об этом явлении свидетельствуют проявления эстетического восприятия первобытными людьми мира, художественные наклонности в виде декоративных орудий повседневной жизни и творчества, наскальных изображений животных. Суть эстетического понятия на протяжении многих лет остаётся неизменной, имеют место быть только несущественные изменения вариантов понятия.
На каждом этапе развития человеческой цивилизации, социально-экономического развития государства и общества развиваются «свои» идеи художественного и эстетического, красивого и безобразного, красоты и гармонии. Эстетические идеалы, с которыми работает общество, тесно связаны с возрастом, людьми, нацией, страной. Возможно, что социально развитый эстетический идеал, определяющий, в частности, элементы эстетического сознания личности, а также способность преобразовывать мир в соответствии с законами красоты, является сутью представления современного общества об эстетическом воспитании. Рассмотрим, как трактуется в современной литературе понятие «эстетика».