Содержание:
Русская идея в допетровской литературе и народном фольклоре
1.Выражение «Русской идеи» в «Слове о законе и благодати митрополита Иллариона»
Пожалуй, первое произведение древнерусской литературы, которое с полным основанием может быть отнесено к произведениям, выражающим особенности национальной русской идеи, это «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (умер ок. 1055 г.).
Иларион известен как первый глава киевской митрополии русского происхождения, до него эту должность занимали священнослужители-греки, присылавшиеся из Византии, поскольку русская церковь была в то время подчинена константинопольскому патриархату. Занятие Иларионом митрополичьей кафедры объясняется военным конфликтом киевского князя Ярослава Мудрого с Византией. Избрание Илариона было вызовом Константинополю, призванным продемонстрировать независимость Руси от Царьграда. Эти исторические обстоятельства чрезвычайно важны для понимания «Слова о законе и благодати».
Точная дата создания «Слова» неизвестна. Традиционно считается, что это произведение ораторской прозы, оно было написано Иларионом для произнесения при каком-то торжественном случае, но затем разошлось в списках и таким образом сохранилось до наших дней.
Можно выделить две главные особенности национальной русской идеи, которые ставил перед собой автор «Слова»:
1) обоснование превосходства христианства над другими религиями и прежде всего, — над иудаизмом (заметим, что для средневековых христианских богословов полемика с иудаизмом не была редкостью, ведь еврейская религия воспринималась как враждебная христианству);
2) обоснование независимости Руси от Византии в духовном и политическом смысле.
Первая задача решается в начале произведения, где Иларион рассуждает о соотношении Ветхого и Нового Заветов — «Закона» и «Благодати». Под «Законом» подразумевается Моисеев Закон, основа иудейского вероучения. Иларион называет Закон Моисея «предтечей и слугой» истины, поскольку он связан с землей, с посюсторонним миром, а новозаветная Благодать — с небом и «будущим веком», с Царством Небесным.
Иларион подчеркивает, что иудаизм — это религия, которая служит только одному народу (в Ветхом Завете Моисей обещает евреям отдать всю землю и все народы им в услужение), христианство же — религия, обращенная ко всем людям. В христианстве нет идеи богоизбранного народа, все равны перед Богом, поэтому в отличие от Моисеева Закона Новый Завет имеет всемирное значение, так как христианская Благодать дана всем людям в одинаковой степени.
Эту идею о равенстве всех народов в христианстве Иларион активно использует во второй части «Слова», посвященной обоснованию независимости Руси от Византии как важного аспекта национальной Русской идеи. Здесь Иларион обращается,— прежде всего, — к вопросу крещения Руси, считая это ключевым событием в русской истории, поскольку теперь Благодать распространилась и на Русь, открыв ей путь к спасению: «…уже не идолослужители зовемся, но христиане; не без надежды уж пребываем, но уповаем на жизнь вечную… и уже не следуем бесам, но ясно славим Христа.»
………………………………………
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Русская идея в допетровской литературе и народном фольклоре
Русская идея в допетровской литературе и народном фольклоре
1.Выражение «Русской идеи» в «Слове о законе и благодати митрополита Иллариона»
Пожалуй, первое произведение древнерусской литературы, которое с полным основанием может быть отнесено к произведениям, выражающим особенности национальной русской идеи, это «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (умер ок. 1055 г.).
Иларион известен как первый глава киевской митрополии русского происхождения, до него эту должность занимали священнослужители-греки, присылавшиеся из Византии, поскольку русская церковь была в то время подчинена константинопольскому патриархату. Занятие Иларионом митрополичьей кафедры объясняется военным конфликтом киевского князя Ярослава Мудрого с Византией. Избрание Илариона было вызовом Константинополю, призванным продемонстрировать независимость Руси от Царьграда. Эти исторические обстоятельства чрезвычайно важны для понимания «Слова о законе и благодати».
Точная дата создания «Слова» неизвестна. Традиционно считается, что это произведение ораторской прозы, оно было написано Иларионом для произнесения при каком-то торжественном случае, но затем разошлось в списках и таким образом сохранилось до наших дней.
Можно выделить две главные особенности национальной русской идеи, которые ставил перед собой автор «Слова»:
1) обоснование превосходства христианства над другими религиями и прежде всего, — над иудаизмом (заметим, что для средневековых христианских богословов полемика с иудаизмом не была редкостью, ведь еврейская религия воспринималась как враждебная христианству);
2) обоснование независимости Руси от Византии в духовном и политическом смысле.
Первая задача решается в начале произведения, где Иларион рассуждает о соотношении Ветхого и Нового Заветов — «Закона» и «Благодати». Под «Законом» подразумевается Моисеев Закон, основа иудейского вероучения. Иларион называет Закон Моисея «предтечей и слугой» истины, поскольку он связан с землей, с посюсторонним миром, а новозаветная Благодать — с небом и «будущим веком», с Царством Небесным.
Иларион подчеркивает, что иудаизм — это религия, которая служит только одному народу (в Ветхом Завете Моисей обещает евреям отдать всю землю и все народы им в услужение), христианство же — религия, обращенная ко всем людям. В христианстве нет идеи богоизбранного народа, все равны перед Богом, поэтому в отличие от Моисеева Закона Новый Завет имеет всемирное значение, так как христианская Благодать дана всем людям в одинаковой степени.
Эту идею о равенстве всех народов в христианстве Иларион активно использует во второй части «Слова», посвященной обоснованию независимости Руси от Византии как важного аспекта национальной Русской идеи. Здесь Иларион обращается,— прежде всего, — к вопросу крещения Руси, считая это ключевым событием в русской истории, поскольку теперь Благодать распространилась и на Русь, открыв ей путь к спасению: «…уже не идолослужители зовемся, но христиане; не без надежды уж пребываем, но уповаем на жизнь вечную… и уже не следуем бесам, но ясно славим Христа.»
………………………………………