Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Русская идея в русской литературе
Русская идея в русской литературе
Среди множества понятий, которыми оперирует литературоведение, «русская идея» относится к числу тех, что находятся в стадии обсуждения. Здесь оказывает существенное влияние не только концепция того или иного исследователя, но и междисциплинарный характер употребления понятия: оно также встречается в философии и культурологии. Данное обстоятельство накладывает определенный отпечаток на его содержание. Так, в «Новой философской энциклопедии», изданной под редакцией В.С. Стёпина, отмечается, что «русская идея – философский термин. Широко использовался русскими философами в конце 19 и 20 веков (E.H. Трубецкой, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, И.А Ильин, Л.П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества» [18, с. 573].
В культурологии под русской идеей понимают «совокупность оригинальных черт (и проистекающей от них судьбы), присущих культуре и «душе» России на протяжении всей ее истории» [14, с. 116]. При этом подчеркивается, что искомое понятие пока не стало культурологическим термином, потому что «вокруг этой формулы до сих пор ведется ожесточенная полемика» [14, с. 116]. В публикации Л.И. Маслиховой, в чьей работе проанализированы особенности формирования русской идеи, сказано, что в анализируемом понятии «получили отражение богатейшая история формирования русской нации, ее ментальные особенности, основные формы отношения русского национального характера к действительности, национальный образ мира» [15, с. 87]. С его помощью выявляются истоки многих явлений в современной России. За счет своего расширительного значения понятие «русская идея» позволяет очертить сложность и многообразие путей развития страны как в прошлом, так и в настоящем.
В монографии П.Е. Бухаркина, посвятившего свою работу осмыслению русской идеи в литературе, представлено иное определение: «Русскую идею можно определить как память национальной духовной жизни; в литературе эта память проявляется как исторически неизменяемые особенности и свойства, то есть как элементы и модели, обнаруживающиеся в разные периоды» [4, с. 22]. Продолжением сказанного могут стать выводы, содержащиеся в книге Т.А. Снигиревой «Русская идея как художественный феномен». Автор пишет, что «само понятие оказывается не столько поливариантным и многоаспектным, сколько утрачивающим свою смысловую конкретность и определенность, превращающимся в некую «расхожую монету» в современных спорах о русском обществе. Спектр его применения предельно широк: от практического до мифологического» [21, с. 5]. В структурном отношении имеют в виду содержание литературы целой эпохи, возникающей на базе архетипов художественного мышления. Т.А. Снигирева выделяет следующие уровни и элементы русской идеи:
……………………………….
?