Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Проектирование наглядных пособий для занятий по лепке в художественной студии
Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические ис-следования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлече-ния к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувст-венные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность уже давно нашла свое выражение в дидактическом принципе на-глядности. Название этого принципа происходит от слов - взгляд, осмотр, глядеть, смотреть.
Ушинский К.Д.подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих формами, красками, ощущениями. Наглядное обучение строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или же прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье[4,c.65].
Такой ход учения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от пред-ставления к мышлению, а не наоборот Ушинский считал единственно правиль-ным, естественным, основывающимся на ясных психологических законах.
Подтверждая и развивая мысли Коменского и Песталоцци о необходимости использования возможно большего количества органов чувств в восприятии конкретной действительности, Ушинский говорил о необходимости сочетания наглядного обучения с мыслительной деятельностью учащихся, имея в виду, что наша мыслительная способность всегда имеет дело с материалами, почерпнутыми из реального мира.
..........................................................
Наглядное пособие –это средство обучения, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся[2,c.76].
Первая классификация наглядных средств обучения в педагогике по общим свойствам:
1. По составу объектов:
- идеальные (идеи, образные представления, модели, мысленные эксперименты, ощущения, знаковые гипотезы);
- материальные (расписание занятий, оборудование, приборы, помещения, инструменты, инвентарь, мебель).
.........................................................................