Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование умения моделировать у младших школьников на уроках окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, поскольку экологическое образование подрастающего поколения всегда было и есть одним из приоритетных направлений образовательного процесса. Именно в младшем школьном возрасте расширяется сфера познания окружающего мира, открытий, знаний о природе, человеке и обществе.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по окружающему миру предусматривает изучение в начальной школе взаимосвязей растений и животных, особенности питания животных.
Задача начальной школы вооружить учащихся исследовательскими методами познания окружающего мира, одним из которых является метод моделирования. Именно моделирование, как считают многие педагоги, в наибольшей мере отвечает задаче формирования у обучающихся знаний об экологических связях. Моделирование можно назвать одним из эффективных методов активизации творческого потенциала личности младшего школьника, так как данный метод предполагает творческое воплощение существенных признаков изучаемых объектов окружающего мира в схеме, символическом рисунке, макете, муляже или аппликации. Модели облегчают учащимся понимание связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Кроме того, процесс моделирования способствует значительной активизации познавательной и мыслительной деятельности детей, формирует изобретательность, самостоятельность, инициативность, стремление к поиску нового и оригинального.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ МОДЕЛИРОВАТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание понятия моделирования
В научной литературе существует много трактовок понятия «моделирование». В общем смысле моделирование – это метод познания, включающий создание модели (искусственного заменителя) явления, предмета, объекта, ситуации (объекта моделирования), и действия с этой моделью для последующего применения полученных результатов к объекту моделирования. Моделирование - это логическая операция, при помощи которой делается обследование объекта и характеристик, недоступных для восприятия.
Моделирование основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения реальных предметов другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленным к созданию и оперированию моделями.
Моделирование напрямую связано с моделью. Слово «модель» (от лат. «modus, mo-dulus») означает меру, образ, способ и т. п. Первоначальное значение этого слова было связано со строительным искусством, и употреблялось как образец, прообраз, или вещь, в каком-то отношении сходная с другой вещью [3].
В. А. Штофор в книге «Моделирование и философия» рассматривает модель как «мысленно представляемую и материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте. ....................