Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие эмпатии у младших школьников с нарушением слуха в условиях внеурочной деятельности
Введение
Проблема эмпатии ребенка разрабатывалась в психологии и педагогике. Ученые, которые занимались проблемой эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др. Теоретические основы решения проблемы формирования эмпатии широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса эмпатии личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее становления является период младшего школьного возраста.
Образовательный процесс детей младшего школьного возраста предполагает формирование эмпатии и сопереживания. Важную роль в обучении играют различные художественные произведения и народное творчество. Использование таких элементов позволяет развить у детей интерес к художественному слову, стихам и литературе. При этом, используются методы, направленные на воспитание моральных ценностей, коммуникативности, целенаправленности и саморегуляции, а также сопереживания, взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками, формирование уважения к семье и старшему поколению.
.......................
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития эмпатии у младших школьников с нарушением слуха в условиях внеурочной деятельности
1.1. Понятие эмпатии в педагогической литературе
В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, И.М.Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии как процесса (Маслоу А., Роджерс К., Франки В. и др.), уровням ее развития (Гиппенрейтер Ю.Б., Корягина Т.Д., Козлова Е.Н.), этапам становления (Стрелкова Л.П., ШтейнмецА.Э., Юсупов И.М.), механизмам формирования (Осухова И.Г. и др.).
Однако отметим, что в настоящее время нет универсальных критериев определения эмпатии. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет лишь выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают ее сущность. В исследованиях отечественных педагогов и психологов проблема формирования нравственных качеств представлена в таких частных показателях, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева, Т.А. Пономаренко), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П.Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (Е.Э.Шишлова, С.А. Козлова), коллективные взаимоотношения (Т.А. Маркова, Е.В. Субботский) и др. В современной психолого- педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Г.Х. Шингаров, Е.В. Субботинский) и у детей школьного возраста (Т.П. Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.) [1].
...............