Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 5
1.1.Характеристика межполушарной асимметрии и механизмы регуляции взаимодействия между полушариями: понятийный аппарат, дифференциации 5
1.1.1. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие: краткий исторический экскурс 5
1.1.2. Современные исследования межполушарного взаимодействия: методы и технологии 16
1.1.3. Современные исследования межполушарного взаимодействия и асимметрии: задачи, методическое обеспечение, направления исследований 20
1.4. Разновидности и специфика трудностей в обучении у детей с дисграфией, дислексией, акалькулией 23
1.5. Методические основы индивидуально-дифференцированного подхода в практике работы с детьми, имеющими трудности в обучении 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ 35
2.1. Постановка проблемы, цель, гипотеза, задачи 35
2.2. Батарея методических средств 36
2.3. Характеристика испытуемых 38
2.4. Оценка взаимосвязи трудностей обучения и уровня межполушарного взаимодействия. 42
2.5. Выводы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение 1 ..................................................................................................65
Приложение 2 ..................................................................................................66
Приложение 3 ..................................................................................................67
?
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Оценка межполушарного взаимодействия у детей с трудностями обучения
ВВЕДЕНИЕ
Физическое и психическое здоровье, психологическая адаптация и социализация личности во многом определяются окружением и условиями жизни. В современной школе объем учебной нагрузки существенно повышается – в соответствии с требованиями общества. При этом ребенок попадает в значительный поток информационных потоков, которые он должен воспринять, запомнить, осознать и воспроизвести. Данный фактор приводит к большому умственному и эмоциональному напряжению и нередко отрицательно сказывается на здоровье учащихся [1].
На сегодняшний день специалисты в области нейрофизиологии и психопатологии констатируют низкую сформированность у большинства учащихся начальных классов интеллектуально-значимых функций, необходимых для успешного обучения. У 60 - 80% детей снижена способность к организации собственной деятельности, не сформированы интегративные функции, координирующие нейронные связи между системами восприятия и анализа информации [2]. Данная особенность развития психических функций детей приводит к нарушениям в формировании ведущих учебных навыков, таких как чтение, пересказ, связная речь, письмо, счет.
Большинство исследований, посвященных анализу нарушений познавательной функции обучающихся, отмечают роль функциональной незрелости коры больших полушарий и регуляторных структур головного мозга в возникновении трудностей обучения школьников [7;12;32]. Между тем, подобные особенности развития, при своевременной качественной диагностике и адекватном коррекционном процессе вполне устранимы.
........................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
1.1.Характеристика межполушарной асимметрии и механизмы регуляции взаимодействия между полушариями: понятийный аппарат, дифференциации
1.1.1. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие: краткий исторический экскурс
Кора больших полушарий и подкорковые структуры обладают определенной асимметрией: в анатомическом строении (левое полушарие крупнее правого, а его затылочная область значительно шире; сингулярная извилина в левом полушарии двойная, тогда как в правом – одинарная; плотность серого вещества больше) и в функциональном отношении (левое полушарие отвечает, преимущественно, за логические процессы, а правое – за творчество и эмоции).
Головной мозг является основным регулятором ведущих функций человеческого организма. Установлено, что структурное устройство полушарий существенно отличается, также, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга [12].
Понятие «асимметрия» рассматривается как разнообразие, неравномерность, морфологические различия. Ф. Галль в 1810-1820 годах впервые высказал предположение о том, что способности человека определяются активностью определенных участков мозга. В дальнейшем данные представления были подтверждены научными наблюдениями и исследованиями в неврологии и нейрохирургии, см. работы М. Дакса (1836), П. Брока (1861), А. Вагана (1844), К. Вернике (1874), Дж. Джексон (1869), Э. Обуртена (1861), Р. Сперри (1960) и др.
......................