Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психофизиологические механизмы речи и ее мозговая организация
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Речевая деятельность - совокупность психофизиологических действий организма человека, направляемых на восприятие и понимание речи или порождения его в устной или письменной форме - тесно связана с психической деятельностью человека, с развитием его интеллекта, эмоций (чувств). Виды речевой деятельности не существуют в чистом виде, ведь и психологически, и физиологически они тесно связаны между собой. Однако на определенном этапе обучения один из видов речевой деятельности является доминирующим. Это обусловлено требованиями интенсификации учебного процесса. Однако на каждом этапе речевой деятельности непрерывно совершенствуется ее первоначальный вид - говорение. В предлагаемой научной разведке мы акцентируем внимание именно на говорении, а точнее - особенностях влияния психофизиологических механизмов порождения речевого высказывания на развитие речевых умений.
В разработку проблем психологии речи, речевого действия значительный вклад осуществлен Н.Н. Бахтиным, А.Ф. Бондаренко, Л.С. Выготским, М.И. Жинкиным, И.А. Зимним, А.Г. Ковалевым, А.Ф. Копьевым, А.М. Леонтевым, А.Р. Лурией, В.А. Семченко, Т.М. Ушаковой и другими зарубежными и отечественными исследователями. Однако принципиальное разнообразие подходов к изучению сущности, структуры и основных закономерностей речи является основой для выделения различных его характеристик и компонентов.
.....................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ
1.1 Понятие речи и ее изучение в психологической науке
В отечественной психологии существует множество определений речи и подходов к ее описанию. Так, например, речь: это - фонация, говорение, текст, общение. Исследованная в различных контекстах, речь понимается как определенная деятельность человека, как непосредственный процесс общения, который осуществляется средствами языка. В других случаях речью является то, что выступает конечным результатом этого процесса. Вместе с тем, наиболее распространенным является определение вещания как акта индивидуального пользования языком, процесса выражения мыслей, чувств, волеизъявлений с помощью языка в процессе общения (В.А. Артемов, С.Л. Рубинштейн).
Первые попытки выделить речь как самостоятельный предмет психологического анализа достигают времен В. Вундта, В. Гумбольдта, Ф. де Соссюра, Г. Штейнталя. Именно в этот период образовалось историческое разграничение предмета исследования психологии и психолингвистики. Тенденция их разграничения, на наш взгляд, является краеугольным камнем в профессиональном восприятии речи. Итогом такого научного разделения стало то, что психология изучает процессы говорения, речи и язык, онтология которого проявляется в этих процессах, психолингвистика изучает язык как систему, трактуя его в материальном или идеальном аспектах, но не ставит целью изучать реализацию этой системы.
............