Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста
Введение
Острота современных политических, социально-экономических противоречий в обществе в России выдвигает вопрос гуманизации человеческих отношений, как наиважнейшую задачу теории и практики в различных областях деятельности, в том числе и педагогики. Ключевые тенденции современной педагогики связаны с приоритетами общечеловеческих ценностей, сохранением и возвышением духовной сущности человека в любом возрастном и личностном периоде его развития. Особенно выделяются люди пенсионного возраста и инвалиды.
Актуальность изучения этой проблемы нашла отражение во Всеобщей декларации по правам человека, официально - документальных материалах, в Конституции РФ. В законе РФ «Об образовании» говорится о том, что процесс воспитания и обучения понимается сегодня как образование и развитие в интересах человека, общества, государства, где интересы личности ставятся в приоритетное положение по отношению и к обществу, и к государству.
Проблема социализации и социально-психологической адаптации пожилых людей в настоящее время является одной из самых актуальных не только для социологической и психологической науки, но и для общества в целом. Исследования особенностей кризисов у людей пожилого возраста, находящихся в разной социальной и общественной ситуации, позволяют выявлять всё новые, не изученные до настоящего времени факторы и закономерности генезиса психики.
...........................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Социально-психологическая адаптация, сущность и содержание, понятия в психолого-педагогических исследованиях
Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Несмотря на многочисленные исследования адаптации, остаётся ещё очень много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов, его определяющих [8].
Адаптация в широком смысле слова – это приспособление человека к изменяющимся внешним или внутренним условиям. Социально-психологическая адаптация - вид и составляющая адаптации, представляющая собой процесс и одновременно успешный результат взаимодействия личности и социальной среды.
В современной психологии адаптационные процессы интенсивно исследуются в связи с проблемами межэтнического и межкультурного взаимодействия, миграции и социальных трансформаций: Г.М. Андреева, P.M. Баевский, Ф.В. Бассин, Ф.Б. Березин, Дж. Бэрри, Ф.Е. Василюк, В.В. Гриценко, Л.Н. Гумилёв, Ю.М. Десятникова, Н.М Лебедева, А.Б. Мулдашева, А.А., Налчаджян, Б.Д. Парыгин, М. Салазар, В.А. Смирнов, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Г. Триандис и др [12].
...................