Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование основ гражданской идентичности на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее глубинных потребностей человека является потребность связи с окружающим миром, с обществом, поскольку с момента своего рождения он помещен в социум. В то же время характер отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложен. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров. Нашему современнику не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.
В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности подрастающего поколения, особенно тех, чье мировоззрение находится в стадии становления. Речь идет о младших школьниках. Особенности возрастного развития личности на этом этапе описаны в трудах Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.И. Дубровиной, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. В работах этих и других авторов указывается, что младший школьный возраст является периодом жизненного развития, сензитивным для усвоения множества социальных норм и правил, выбора той модели поведения, которая будет соответствовать образу «мы». Как известно это один из компонентов гражданской идентичности личности.
...........................
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ гражданской идентичности в начальной школе
1.1 Сущность понятия «гражданская идентичность». Структурные компоненты, задачи и планируемые результаты в начальной школе
Человек, воспитанный в социуме, ощущает свою принадлежность к некоей группе – семейной, национальной, культурной, территориальной, профессиональной и проч. Будучи частью целого, он одновременно же дифференцирует себя от окружающих, понимая собственную уникальность, значимость. Говоря иначе, осознает свою идентичность. Как поясняется в работе И.Г. Яковенко, чье исследование посвящено описанию базовой идентичности личности, слово заимствовано из латинского: «idem – что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Ближайшие понятия: позднелатинское identifico (отождествляю) и английское identity – аккумулируют смыслы, связанные с качественной определенностью и принадлежностью к некоторому множеству» [60, с. 37].
Данное понятие имеет междисциплинарный характер, поскольку употребляется в философии, социологии, психологии, педагогике, культурологи, этологии, юриспруденции, экономике и других научных областях. Поэтому и содержательное наполнение слова будет приобретать существенное различие. Например, в энциклопедическом словаре по философии, изданном под редакцией А.А. Ивина, указывается, что это логическая категория, означающая «отношение, члены которого тождественны друг другу; в качестве категории метафизики идентичность (тождество) есть характеристика бытия, более фундаментальная, чем различие» [53, с.127]. В данном источнике также уточняется, что до 60-х годов XX века понятие не было в активном употреблении.
................