Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование основ гражданской идентичности на уроках литературного чтения
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее глубинных потребностей человека является потребность связи с окружающим миром, с обществом, поскольку с момента своего рождения он помещен в социум. В то же время характер отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложен. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров. Нашему современнику не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.
................
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ гражданской идентичности в начальной школе
1.1 Сущность понятия «гражданская идентичность». Структурные компоненты, задачи и планируемые результаты в начальной школе
Человек, воспитанный в социуме, ощущает свою принадлежность к некоей группе – семейной, национальной, культурной, территориальной, профессиональной и проч. Будучи частью целого, он одновременно же дифференцирует себя от окружающих, понимая собственную уникальность, значимость. Говоря иначе, осознает свою идентичность. Как поясняется в работе И.Г. Яковенко, чье исследование посвящено описанию базовой идентичности личности, слово заимствовано из латинского: «idem – что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Ближайшие понятия: позднелатинское identifico (отождествляю) и английское identity – аккумулируют смыслы, связанные с качественной определенностью и принадлежностью к некоторому множеству» [39, с. 37].
.......
Глава II. Исследование уровня сформированности компонентов гражданской идентичности у учащихся начальных классов
2.1 Диагностика уровня гражданской идентичности
Выявление сущности понятия «гражданская идентичность»; описание структурных компонентов, задач и планируемых результатов формирования гражданской идентичности в начальной школе; осмысление гражданско-патриотического содержания литературно-художественных произведений, включенных в программы по литературному чтению; характеристика процесса формирования гражданской идентичности на уроках литературного чтения позволили приступить к следующему этапу работы – экспериментальному. Его цель – осуществить исследование уровня сформированности компонентов гражданской идентичности у учащихся начальных классов. Базой опытно-эмпирической работы выбрана школа г. Москвы. К участию в исследовании приглашены учащиеся 4-х классов – 4 «А» и 4 «Б». Общее количество – 40 человек (в каждом по 20 учащихся). Из состава первого сформирована контрольная группа, из состава второго экспериментальная. Для проведения диагностики отобран следующий инструментарий:
....................
Заключение
В рамках настоящего исследования предпринята попытка организовать и провести занятия, направленные на формирование основ гражданской идентичности младших школьников на уроках литературного чтения, с учетом отбора методов, форм, приемов, средств обучения. Для достижения цели были проанализированы нормативно-правовые документы, учебно-методическая литература, диссертации, публикации в психолого-педагогических изданиях. Проделанная работа позволила установить, что понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов, поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности обучающихся