Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Общественный этикет в исламе
ВВЕДЕНИЕ
Мораль – нормативно-оценочная система, регулирующая жизнь людей в самых различных сферах: в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т.д. Обоснование морали всегда было и остается предметом постоянного философского анализа. В философии нет и не было однозначного определения понятия морали. Мораль можно понимать и как социальный институт, и как форму политической идеологии, и как способ познания, и как язык суждений и т.п. Многие исследователи центральную проблему этической науки определяют ответом на вопрос о происхождении добра и зла, сущности долга и долженствования в жизни человека /1/
Мораль (нравственность) – это специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином обществе норм должного поведения людей (моральноположительного). Основное содержание нравственности составляют, по мнению Р. Г. Апресяна, отношение человека к высшему (к идеалу) и отношение к другому человеку (к другим людям)/2/
Моральные принципы и нормы возникают в самой практике личного и общественного общения, в которых откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Моральные нормы воспитываются ежедневно силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания (чувств, настроений, знаний, понимания, принятия), моральных отношений (отношения к обществу в целом, к другим людям, к самому себе) и морального поведения (поступков, мотивации, выбора средств и т.д.) .
....................
Глава 1. Определения и общие сведения
1.1. Предмет исследования этики
Этика поведения или правила хорошего тона напрямую связаны с темой морали. Этику поведения можно рассматривать как практическую сторону морали. Следовательно, постараемся раскрыть смысл этих тесно взаимосвязанных понятий; сначала кратко остановимся на теме «мораль - нравственность. Слово «ахляк», которое часто упоминается в исламских первоисточниках и переводится нами как мораль или нравственность, является множественным числом арабского слова «хульк» или «хулюк».
«Хульк» - это некое свойство человеческой души, особое состояние, которое мы называем «нравом». Слово «хульк» также переводится как «природа и натура». Такое свойство или принесёт хорошие плоды, или же принесёт плохие и вредные плоды. Среди множества определений, данных слову ахляк, т.е. нравственность, мораль, самым распространённым является следующее: «Мораль - это некое свойство, занимающее постоянное место в человеческом нафсе (т.е. в собственном естестве), и посредством которого без нужды в умственном напряжении появляются на свет действия и поступки. Что такое мораль? В переводе с греческого и латинского слова «этос» и «моралис» означают «обычай», «порядок», «уклад», «привычка», «нравы». То есть, эти слова имеют одинаковое лексическое значение. Мораль и нравственность являются предметом изучения этики, подобно тому, как право представляет собой предмет юридической науки.
По мнению специалистов теологов в наше время существует много этических взглядов. Натуралистическая этика стремится вывести нравственные ценности из природы вообще и природы человека как ее частицы. Натуралисты утверждают, что нравственно все, что ценно и полезно для человека. Исходя из таких позиций, во многих регионах распахали почти все земли. Это привело к массовой ветровой и водной эрозии. Следовательно, земледелие и животноводство в интересах человека оказалась безнравственными: они обернулась экологическим кризисом. А историческая этика исходит из решающей роли труда. В ее русле развивалась советская педагогика. Из учебных планов школ были изъяты гуманитарные дисциплины: логика, психология. Вместо них были введен технический труд. Однако, нравственность учащихся от того, что они встали к станкам, лучше не стала. А в религиозной этике все довольно просто, есть вера - есть и нравственность.
........