Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Парламентский контроль за исполнительной властью в Российской Федерации
Введение
Актуальность темы исследования. Парламентский контроль выступает одной из основных функций современных парламентов, а, по словам ряда авторов – главной . Использование контрольных полномочий наделяет парламент возможностью пресечения злоупотреблений полномочиями со стороны должностных лиц, содействия совершенствованию работы бюрократического аппарата, выявлению различных дефектов законодательного регулирования, защиты прав и свобод человека. От того, как развит парламентский контроль, во многом зависит реальное место и роль парламента в системе государственных органов власти. Кроме этого, обращается внимание на то, что парламентский контроль – это сознательная, целенаправленная, организующая деятельность, направленная на повышение эффективности всего государственного механизма . Ведь специфичность контрольной функции парламента проявляется не только в наблюдении за органами власти и их должностными лицами, являющимися подконтрольными объектами, но и их сдерживании, направлении их свободных действий в верном направлении. Результат парламентского контроля заключается не столько в фиксации недостатков в деятельности госаппарата, сколько в выяснении причин этих недостатков и их устранении .
.....................
Глава 1. Институт парламентского контроля за исполнительной властью в системе государственной контрольной деятельности: теоретический аспект
1.1. Понятие, содержание и правовая природа парламентского контроля за исполнительной властью
Мысли о том, что разделение властей является исключительно важным условием и эффективным средством рациональной организации власти в обществе, которое социально структурировано, возникали еще в глубокой древности. В частности, античному миру было присуще наличие специальных политических институтов, не позволявших сосредоточивать одному актору все властные полномочия в своих руках. Так, во времена Древней Греции (эпохи Солона и Перикла) было образовано особое собрание граждан, следившее за тем, как Народное Собрание, принимавшее законы, в последующем толковало их, а также наблюдавшее за верностью законам действий таких исполнительных органов власти, как Совет пятисот и Коллегия стратегов и архонтов . Схожие институты функционировали и в Древнем Риме, где контрольные полномочия по отношению друг к другу были у Сената, Народного Собрания и плебейских (народных) трибун.
В то время, крайне важным было соблюдение требования о том, что формирование органов, следящих за правильностью действий органов власти, происходило путем проведения народных собраний, т.е. со стороны самих граждан проявлялась активность в вопросе недопущения сосредоточения всего объема власти в одних руках. ................