Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Возможности развития воображения старших дошкольников посредством образно-пластических движений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена требованиями, предъявляемыми к личности современного человека: он должен быть гибким и мобильным, обладать продуктивным мышлением, иметь развитое активное воображение, направленное на решение сложных жизненных задач. Наиболее оптимально осуществлять развитие воображения на этапе дошкольного детства. Если педагогами и родителями такая работа проводится систематически, то к моменту окончания детского сада ребенок будет способен создавать яркие образы в рисунках, аппликациях, поделках из природного материала. Он будет способен придумывать увлекательные сказки, на основе чего реализовывать замысел сюжетно-ролевой игры.
Механизм воображения как психического процесса осмыслен В.В. Давыдовым, А.Я. Дудецким, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевым, С.Л. Рубинштейном и др. Анализ познавательного воображения осуществлен Р. Арнхеймом, М. Вертгеймером, Д. Дьюи, Ж. Пиаже и др. В ряде исследований (Т. Рибо, З. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни; Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.В. Спиваковская, С.Г. Якобсон, и др.) рассматривается эмоциональное воображение.
.................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
1.1 Психологическая характеристика воображения как познавательного психического процесса
В основе психики человека находятся процессы, обеспечивающие отражение и восприятие окружающей действительности. Психические процессы взаимосвязаны: без памяти невозможно восприятие, без восприятия – запоминание, без мышления – внимание. Роль психических процессов нельзя недооценить, так как они способствуют процессу познания и преобразования мира. С помощью психических процессов человек осознает себя как личность, а вся его деятельность приобретает целенаправленный характер. Особую роль в психических процессах играет воображение.
Как следует из содержания учебника А.Г. Маклакова «Общая психология», воображение – это «процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений» [20, с. 214]. Воображение следует рассматривать в неразрывной связи с другими психическими процессами – памятью, мышлением, речью. Говоря о воображении, автор книги акцентирует внимание на ведущей роли этого процесса в познавательной деятельности: нечто новое создается путем переработки готовых «образцов действительности», происходящих, прежде всего, в воображении.
..........