Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мода как социокультурный феномен на примере современной России
Введение
Актуальность исследования
Мода во все времена оказывала значительное влияние на жизнь общества, детерминируя образ жизни людей, их поведение, устремления и желания, внешний вид и многое другое. С развитием средств массовой информации с середины ХХ и в ХХI веке мода начала активно транслироваться в массы, что обусловило «доступ» к ее канонам широких слоев населения. В этой связи моду можно рассматривать как своего рода инструмент «программирования» общества, внедрения в него тех или иных ценностных ориентиров и моделей поведения. Кроме того, мода стала и средством политического влияния. Ввиду этого, исследование моды, как способа воздействия на социум, ее положительных и отрицательных воздействий имеет высокую социальную значимость.
Для российского общества данная ситуация – превращения моды в механизм воздействия на социум актуальна вдвойне. ................
Глава 1. Место моды в современном обществе
1.1. Теоретические истоки изучения моды
Мода, как особый феномен, изучается различными гуманитарными и социальными науками – антропологией, экономикой, психологией, историей, культурологией, социологией. В различных науках мода исследуется с различных точек зрения, при этом, в большинстве областей научных знаний, за исключением социологии, мода, зачастую отождествляется с одеждой, ее историко-культурной обусловленностью и символическим смыслом.
В ходе разработки с позиции различных научных дисциплин феномена моды, сложились различные научные подходы.
Например, Мотивационный подход, в рамках которого мода исследуется в контексте философии Ж. Липовецки, Ж. Бодрийяром, Р. Бартом, Л. Свенсоном. В данном подходе особый акцент сделан на исследовании принципов становления и основы личностных мотивов, например, желания самовыражения, признания и т.д.
С позиции психологического подхода (М. Килошенко) мода рассматривается, как цель, ценность, определяющая отдельные аспекты жизни и поведения человека. Мода, в данном подходе трактуется и как миф, упорядочиваемый отношение людей к выражению и формам культуры.
Автократический подход (Л. Горбачева, А. Васильев, Ш. Зелинг) исследует роль отдельно взятой личности в создании моды, и ее последующей трансляции.
.........