Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Игра как средство активизации познавательного интереса у учащихся к предмету
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей стремятся к активной деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт работы с младшими школьниками показывает, что чем полнее и разнообразнее организована детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее осуществляется его развитие.
В связи с этим мы считаем проблему развития познавательного интереса современных детей весьма актуальной. Эта проблема рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и др. Исследователи отмечают, что развитие человека немыслимо без воспитания познавательного интереса, который, в свою очередь, связан с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для познавательной деятельности, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Исследования ведущих психологов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети младшего школьного возраста имеют широкие возможности умственного развития. Отмечено, что у семи-восьмилетних детей можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий.
...................
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения игры как средства активизации познавательного интереса у учащихся к предмету
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Возраст выступает относительно автономным периодом развития человека, характеризующимся качественным своеобразием. Жизненный цикл человека делится на возрастные категории в соответствии с различными подходами – учетом жизненного цикла (онтогенеза), учетом характерных социальных процессов и учетом культурных представлений. Выделение младшего школьного возраста определяется в большей степени социокультурным аспектом и связано с введением обязательного общего, среднего образования, ступени младшей школы.
Отечественные теории исходят из положения Л.С. Выготского [16] о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития, имея в виду, что развитие ребенка – это присвоение им социально-исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения.
Д.Б. Элькониным [49] отмечается, что основными критериями возрастной периодизации следует считать:
- социальную ситуацию развития, выражающуюся через соотношение внешних и внутренних условий развития психики, определяющую отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, к самому себе;
...............