Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Экстенсивное чтение как основа развития устной и письменной речи
Введение
Выбор темы настоящей магистерской диссертации связан с существованием такой актуальной проблемы, как формирование иноязычной языковой компетенции. Несмотря на значительное количество работ, существующих по данному вопросу, указанная проблема будет оставаться в центре внимания, поскольку всегда будет востребована. Следует отметить, что на современном этапе развития общества существует значительное количество альтернатив для формирования указанной компетенции. Тем не менее, традиционные подходы, ориентированные на развитие, в первую очередь, устной речи, не учитывают возможности, которые могут достичь поставленной цели более эффективно. Это говорит о том, что как в любом научном направлении необходим системный и комплексный подход.
Примечательно, что к настоящему времени накоплено значительное количество теоретического материала, способного данный подход применить. Свидетельством этому являются основные положения теории речевой коммуникации, в рамках которой рассматривается процесс обмена информацией, а также лингводидактики, в русле которой были сформулированы такие методы обучения иностранным языкам, как грамматико-переводной (Д. Гамильтон, В. Гумбольдт, Ж. Жакото, Г. Оллендорф, Ш. Туссен, и др.), прямой (М.Берлиц и др.), смешанный (Ф.И.Буславен, А.И.Томсон, К.Фоагстад, А.Болена, П.Хэгболд, Р.Бронеман, Ф.Клоссе, Ф.Шубель и др.), структурный (X. Палмер, А. Хорнби, М. Уэст, Р.Ладо, Ч.Фриз), когнитивно-конструктивистский (Н.Хомский и др.), социокогнитивный (Д.Хаймс, М.Халлидей и др.). Не стоит забывать о достижениях психологии (Л.С. Выготский и др.), которая позволила описать механизмы работы психических функций, лежащих в основе изучения языка.
..................
1. Основные подходы к развитию устной и письменной речи
1.1. Теория речевой коммуникации
Для того, чтобы более подробно рассмотреть изучаемую тему, необходим системный подход, который позволит более четко представить ее важность и востребованность. В результате, в качестве информации, которая должна была быть рассмотрена в самом начале, была выбрана теория речевой коммуникации. Как любая научная дисциплина, она имеет значительное количество понятий.
Прежде всего, необходимо оттолкнуться от понятия коммуникации. Оно обозначает специфическую форму взаимодействия индивидуумов в познавательной и трудовой деятельности [1]. Зная, что в процессе жизнедеятельности люди используют в качестве орудия общения, познания и мышления язык, благодаря ему коммуникация превращается в механизм становления человека как социальной личности. С его помощью происходит трансформация коммуникации в речевую. Почему не в языковую? Разница в понятиях, которые являются также базовыми. Это «язык» и «речь».
В то время как «язык», важнейшее средство общения, представляет собой систему знаков, имеющих иерархически связанную структуру, «речь» может выступать в качестве одного из видов коммуникативной деятельности человека, либо как ее результат – один из видов текстов. То есть «речевая коммуникация» подразумевает наличие определенной деятельности.
Поскольку различные авторы рассматривают различные понятия под разными углами зрения, все же есть указания и на такой термин, как «языковая коммуникация». Примечательно, что он используется некоторыми авторами как синоним «речевой коммуникации», однако последний используется гораздо чаще.
........