Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме ИССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ
КАК УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разработана целостная концепция модернизации образования, согласно которой доминирующей идеей дошкольного образования, одновременно с социально-коммуникативным, речевым, физическим и художественно-эстетическим воспитанием, является познавательное развитие дошкольников на основе системно-деятельностного подхода [56].
Содержание федерального образовательного стандарта дошкольного образования направлено на обеспечение целостного развития личности дошкольника, его мотиваций и способностей в различных видах деятельности (образовательных областях): социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Одним из эффективных средств познавательного развития детей старшего дошкольного возраста современная педагогическая наука считает использование проблемно-поисковых технологий.
Проблема познавательного развития дошкольников посредством проблемно-поисковых методов исследования отечественной и зарубежной наукой рассматривалась в работах Г.К. Селевко, З.А. Михайловой, Б.П. Никитина, Е.И. Щербаковой, Н.Н. Поддьякова, И.И. Комарова, Т.А. Никишина, Г.П. Петку, О. Горвиц, Е. Зворыгина, Н. Тарловской, А.В. Лентович.
............
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Особенности познавательного развития старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Исследованием проблемы познавательного развития в отечественной и зарубежной науке занимались известные ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Гордон и др. Признавая право формирующейся личности на индивидуальность (каждому ребенку свойственны присущие только ему черты характера, особенности интеллектуального развития, коммуникативные способности и т.д.), ученые отмечают, что на каждой ступени возрастного становления личности обнаруживают себя и некие общие свойства, на основании которых можно говорить об особенностях познавательного развития ребенка в определенный период.
В отечественной психологии существует несколько распространенных классификаций периодов развития детской личности. Наиболее известными из них являются: концепция стабильных и критических периодов возрастного развития Л.С. Выготского, периодизация по основным стадиям развития интеллекта Ж. Пиаже, классификация по ведущему типу деятельности Д.Б. Эльконина и др.
В аспекте настоящего исследования интерес представляет проблема педагогического сопровождения познавательного развития детского сознания в период старшего дошкольного возраста. Согласно общепринятой современной классификации – это период развития ребенка от пяти до семи лет.
........