Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Циклы И.С. Тургенева "Записки охотника" и "Стихотворения в прозе" к проблеме межтекстового диалога
ВВЕДЕНИЕ
Любое литературное произведение, которое мы бы взялись рассматривать, анализировать, изучать обязательно основывается и впитывает в себя житейский, культурный и литературный опыт, научные открытия предшествующих и живущих ныне человеческих поколений. Более того все имеющиеся тексты, а также любая речь используют слова «чужие», кем-то ранее произносимые и встречающиеся в других текстах, речах. Мы согласны с высказывание известного польского поэта и философа Станислава Ежи Леца, раскрывающим суть интертекстового и межтекстового диалога «Обо всём уже сказано, но, к счастью, не обо всём подумано» .
Мы считаем актуальным и перспективным провести исследование, основываясь на методе межтекстового диалога в рамках литературных произведений, созданных одним конкретным писателем. На протяжении всего своего творчества писатель создает произведения, которые перекликаются, развиваются и являются неким продолжением предыдущих его творений, происходит процесс его литературного развития – эволюция духовная, писательская, человеческая.
Научная значимость исследования заключается в том, что в рамках работы обобщены основные взгляды на природу интертекста, исследован межтекстовый диалог и его функции в творчестве И. Тургенева.
...........
Глава 1. Теоретические основы проблематики межтекстового диалога в литературных циклах одного автора
1.1. Межтекстовый диалог двух и более текстов
В настоящее время имеется очень большое количество исследований феномена интертектуальности как в отечественной, так и западной гуманитарной науке. Всем известны ставшие уже классическими работы по теории интертекстуальности Ю. Кристевой, Р. Барта, Н. Пьеге-Гро, М. Риффатера, Ж. Женетта, В. Е. Чернявской, И. В. Арнольд, Н. А. Кузьминой, И. П. Смирнова, П. Торопа, Н. А. Фатеевой. Кроме того, заметный вклад в развитие теории интертекстуальности внесли современные отечественные исследователи, такие как Е. В. Белоглазова, Г. В. Денисова, Н. А. Кудрина, О. А. Кулакова, Н. С. Олизько, Е. О. Опарина, Л. П. Прохорова, А. А. Проскурина, О. С. Сачава, Е. А. Чувильская, В. П. Москвин и другие.
Традиционно считается, что источниками теории интертекстуальности являются теория анаграмм Ф. де Соссюра, учение о пародии Ю. Тынянова и концепция диалогичности М. Бахтина. Несомненную ценность для теории интертекстуальности представляют также историческая поэтика А. Веселовского, работы русских формалистов П. Медведева и В. Волошинова – «круг Бахтина», теория эволюционного развития литературного произведения, представленная в работах В. Жирмунского, Б. Томашевского, В. Шкловского.
Американские исследователи интертекстуальности Дж. Стил и М. Уортон считают, что этот феномен существует со времен начала письменной цивилизации человечества, и излагают историю интертекстуальной теории, начиная с диалогов Платона.
......