Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Самообслуживание как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни
Введение
Актуальность. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Существенное значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его культурно - гигиеническому обучению и воспитанию.
Этот процесс длительный и сложный, так как приходиться менять у детей стереотипы, сформированные до поступления в детский сад. Воспитатели заново учат детей пользоваться горшком, полотенцем, мыть руки перед едой, одевать и снимать одежду, принимать пищу. К сожалению, родители не уделяют этим вопросам должного внимания, а зачастую выполняют эти действия за детей. Все это, конечно же, затрудняет процесс адаптации детей к детскому саду, тормозит развитие малыша, ухудшает его психологическое самочувствие.
................
Глава 1. Теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни в процессе самообслуживания
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей третьего года жизни
Известно, что на третьем году жизни ведущая форма общения ребенка со взрослым – ситуативно-деловое, которое протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. Однако, как отмечают Е.А. Стребелева, М.И. Лисина, М.М. Кольцова, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин и др., на этом этапе возрастного развития в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи. Общение все более становится не только предметно-действенным, но и речевым. Ребенок все чаще обращается к взрослому, пользуясь словами, и лучше понимает речь взрослого [1, 2, 3, 4, 5].
Предметной деятельности отводится ведущая роль в развитии ребенка 3-х лет, однако она приобретает новые черты. На них и опираются С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова, Т.В. Ермолова, Л.Н. Галигузова при диагностировании психики трехлетнего ребенка [3].
............