Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Патронаж как инструмент развития мотивационной стратегии у старших подростков
Введение
Актуальность темы исследования. Современная социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс мотивации старших подростков. С одной стороны, в настоящее время назрела необходимость в новом подходе к проблеме мотивации и социальной самореализации современных подростков. С другой стороны, нестабильность современного информационно открытого общества (наличие сообществ, групп, сект, которые могут вводить в заблуждение подростков) увеличивает трудности мотивации подростков, что приводит к деформации социальной адаптации и развития личности старших подростков.
На всем протяжении подросткового возраста ребенок остается школьником, и его обучение и развитие происходят в определенных социо-культурных условиях учебно-воспитательного пространства школы. Следовательно, важной задачей является мотивация старших подростков в выстраивании иерархии и развитии ими социальных и ценностных ориентаций, ответственности в рамках социального патронажа. В представленной работе мы сделали акцент на специально организованном патронаже в образовательном пространстве школы с привлечением специалистов социальной службы.
Уже давно известно, что традиционные методы воспитательного воздействия на старших подростков не дают желаемого результата. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и др. все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения.
............
Глава I. Особенности мотивационных стратегий у старших подростков
1.1 Возрастные особенности мотивации
Детство, подростковый возраст, юность – периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, это время перемен во всех сферах жизни ребенка. Общество ставит перед ним новые задачи и требования, и восприятие этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества. Дети, подростки склонны копировать чужое поведение, не имея еще норм оценивания его как отрицательное или положительное[60].
Ключевую роль в социальной работе играет выявление и исследование совокупности всех причин, мотивов, обстоятельств и действий личности, побудивших подростка к подобному поведению. Кроме того, становление российского общества, перемены, произошедшие сравнительно недавно и происходящие до сих пор в жизни людей и страны, в целом не могут не оказать влияния и на социальную сферу, а также на подростков как на самую уязвимую и пластичную часть общества. Процессы преобразований влияют на перестройку психологии, взглядов, убеждений, нравственных и моральных ценностей[34].
Привитие норм и ценностей подрастающему поколению – залог существования и развития общества. Проблема трудных подростков приковывает к себе пристальное внимание педагогов в любом обществе. В современном мире необходимо консолидировать и обобщать опыт не только предыдущих поколений воспитателей, но также и опыт других стран, который с успехом может применяться в российском обществе в адаптированной к нашим условиям форме[27].
Под мотивацией понимают «совокупность стойких мотивов поведения и деятельности» (Л.И. Божович, В. И. Ковалев, Я. Скалкова). Мотивация «включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.» (В. Г. Асеев), определяет «направленность личности человека, наличие или отсутствие у него общественной активности, словом, все, что характеризует целостный облик человека...», рассматривается как свойство, качество личности[8].
............