Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Вопросы по психологии
1. Развитие культурно - исторической теории в отечественной психологии.
Культурно-историческая теория, разработанная Л.С.Выготским (1896-1934), была одним из наиболее влиятельных направлений отечественной психологии, сформировавшихся в 20-30 гг. XX века.
Л.С.Выготский различает ДВА УРОВНЯ ПСИХИЧЕСКОГО - натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Это механическое запоминание, не предполагающее специальных способов переработки информации (скажем, мнемотехник), непроизволъное внимание, проявляющееся, скажем, в повороте головы к источнику громкого звука. Целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание - примеры высших психических функций, одной из важнейших их характеристик является опосредованность, т.е. наличие средств, при помощи которого они организуются.
Пример из практики Л.С.Выготского: человек, страдающий болезнью Паркинсона (тяжелое неврологическое заболевание, проявляющееся, в частности, в выраженной некоординированности движений), не может пройти по прямой линии. Для того, чтобы помочь ему, на полу выкладываются листы бумаги как внепшяя опора, наступая на эти листы (и таким образом решая не одну "большую" задачу, а много "маленьких" задач по перемещению от листа к листу), больной проходит по прямой линии. Принципиален следующий этап: больному предлагают идти не от листа к листу, но идти, представляя себе эти лежащие на полу листы (в реальности их нет), т.е. ориентироваться на образ. Это оказывается возможным, что означает следующее: больной овладел своим поведением, самостоятельно и произвольно организует его на основе средства, и первоначально формой существования этого средства была внешняя форма - конкретный предмет, внешний стимул
2.Психология зрелых возрастов. Социальная ситуация развития личности, кризисы, основные проблемы.
Период взрослости является самым большим из всех периодов жизни человека. Он начинает¬ся в 20-25 лет и заканчивается в 60-65 лет, а это более сорока лет жизни.
Зрелостью называют период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств. В это время человек может раскрыть свои способно¬сти, реализовать возможности, это расцвет его индивидуальности. Происходит его становление в профессио¬нальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализовывает себя в роли супруга (или супруги) и родителя.
АТРИБУТЫ ЗРЕЛОСТИ:
1. способность самостоятельно мыслить, готовность принять на себя ответственность за свои поступки,
2. умение преодолевать страх и сдерживать гнев,
3. желание работать,
4. способность к любви и построению прочных отношений с партнером.
Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.