Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности массового внушения
Введение
Внушение занимает одну из ведущих позиций среди способов социальной регуляции поведения че¬ловека. Оно применимо практически во всех сферах общественной жизни, особенно в современном мире (хотя и утратило господствующее положение по срав¬нению, например, с тем, какое имело в доцивилизо¬ванном обществе).
Долгое время проблемой внушения занима¬лись лишь невропатологи и психиатры. Со временем эта проблема стала привлекать внимание социологов, юристов, политиков, философов, рекламных специа¬листов, таким образом, выйдя далеко за пределы сугу¬бо медицинской сферы.
Среди областей применения и проявления вну¬шения (суггестии) можно выделить: медицину, педа¬гогику, профессиональное обучение, религию, поли¬тику, спорт, военное дело, театрально-сценическую деятельность, художественную литературу, живопись, музыку, СМИ, интернет и т.д.
Анализируя и систематизируя подходы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.И. Буля, Т.И. Ахмедова, Б.Ф. Поршнева, К.М. Варшавского, А.М. Свядоща, А.П. Слободняка и других к исследованию такого явления как внушение, можно сделать вывод, что оно является важным слагаемым общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений, однако реализация внушения носит бессистемный и большей частью неосознаваемый характер со стороны лица его применяющего...........
1. Психологические основы механизма внушения
Внушение является условным рефлексом человека, оно легко объяснимо с точки зрения физиологии и психологии, а потому как способ регуляции поведения индивидуума внушение примитивно и универсально. Кроме того, внушение есть основа межличностного и группового взаимодействия, оно присутствует во всех без исключения культурах, а потому является одним из базовых способов воздействия на индивидуальное и массовое сознание [8]. Суть процесса внушения сводится к прививанию определённых психических состояний и поведенческих реакций, следовательно, оно может выступать как организованный процесс с запрограммированными результатами. В процессе внушения непосредственное участие принимает слово, причём именно слово способно выступать в качестве наиболее мощного и в то же время простейшего раздражителя и воздействовать не только на сознание или подсознание индивидуума, но и выступать незаменимым средством регуляции его поведения в результате внушения запланированной информации.
Добавим, что ещё одной особенностью внушения является то, что оно осуществляется с учётом социального и психологического опыта суггеренда. В понятие «социальный опыт личности» входят: социальное происхождение, воспитание, образование, социальные взаимоотношения, профессиональная роль [4, С. 45]. Психологический опыт подразумевает те накопленные психологические знания, которые человек получил в критические периоды своей жизни, и которые выступают одним из факторов, предопределяющих особенности поведения данной личности..................
Заключение
В связи с заявленной необходимостью модернизации социальной, экономической и политической сфер российского общества возникает опрос о способности объективного, критичного осознания настоящей ситуации и тенденций ее развития. В этой связи особое значение приобретает глубокое и разностороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поведение людей. Это знание, в свою очередь, позволяет оказывать психологическое воздействие, осуществляемое в различных формах (массовых, групповых, межличностных и т.п.), с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, внушение, эмоциональное заражение).
Анализ современной ситуации как в нашей стране, так и за ее пределами позволяет констатировать тот факт, что сейчас сущностной характеристикой общества является массовость. Если к вышесказанному добавить еще и влияние фактора каскадного развития информационных технологий, то можно выявить причину отхода общества от субъектности (фактически) и перехода в разряд объектов воздействия, т. е. в состояние, когда утрачивается самостоятельность и критичность мышления. Именно таким обществом легче всего управлять, осуществляя психологическое воздействие на его представителей. Непосредственными объектами воздействия являются структурные элементы психики, к которым относятся потребности, интересы, склонности, установки и состояния человека.................