Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Педагогические условия формирования навыков ЗОЖ у школьников 5 и 8 классов
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Необходимо, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у детей устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
По данным Госкомстата в России за 2013 год лишь 18 % детей являются практически здоровыми, 50 % имеют различные функциональные отклонения и 30-35 % - хронические заболевания.
К моменту окончания школы каждый четвертый выпускник имеет патологию органов зрения и нарушение осанки, каждый третий пострадал из-за получения травм и отравлений.
При этом следует отметить, что одним из основных факторов от которого зависит состояние здоровья является образ жизни и в 50-52 % здоровье определяется образом жизни, который ведет данный конкретный человек.
Важнейшим из слагаемых образа жизни, особенно в школьные годы, являются систематические занятия физическими упражнениями. Однако анализ сложившейся сегодня ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего самочувствия, двигательная активность большинства школьников недостаточна для удовлетворения физиологической потребности организма в движении.
Глава I. Теоретические основы условий формирования навыков ЗОЖ у школьников
1.1. Понятие и сущностные особенности здорового образа жизни
Исходя из актуальности проблемы отметим, что для нашего исследования определение категории «здоровье» имеет первостепенное значение, так как, согласно общепризнанной точке зрения современных ученых, его сохранение и укрепление в значительной мере зависит от образа жизни человека.
И.И. Брехман (основатель валеологии), отмечает, что «здоровье - это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».
В научных исследованиях Б.Г. Юдина, М. Мюррея, В. Эванса здоровье рассматривается в качестве сложного многофакторного феномен, представляющего взаимосвязь культурных, со¬циальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов, а также результат влияния генетической предрасположенности и особенностей ин¬дивидуального развития.
Большинство специалистов сходятся в том, что здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, оно представляет собой системное качество, характеризующее бытие в его целостности.
Принимая во внимание медицинскую концепцию здоровья, можно составить представление о нём на основе накоплен¬ных народом эмпирических сведений о це¬лительных средствах и гигиенических на¬выках, а также их практического примене¬ния для сохранения здоровья, предупреж¬дение и лечение болезней.
Заключение
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся определения особенностей педагогических условий формирования навыков ЗОЖ у школьников 5 и 8 классов. На основании вышеизложенного мы пришли к следующим выводам.
1. Здоровый образ жизни целесообразно определять как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
2. В педагогической практике целесообразно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
3. Культура здоровья личности аналогична валеоустановке, поскольку характеризуется теми же атрибутами: жизненными позициями (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией ЗОЖ, позволяющего активно регулировать своё состояние с учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармонизации всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.