Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Качество хорошей речи учителя начальной школы
Введение
Речь является последовательностью языковых знаков, организованная по «правилам» языка и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Такую последовательность создает говорящий, такую последовательность воспринимает и «расшифровывает», то есть так или иначе понимает слушатель.
Если в речи соблюдены нормы литературного языка – она называется правильной. Если в речи нет чуждых литературному языку слов и словесных оборотов – она называется чистой. Если в ней использованы все возможности языковой системы, яркие обороты, синонимы, антонимы, слова употреблены самых разнообразных словесных окружениях и во всех значениях, то эту речь называют богатой и разнообразной.
Культура речи представляет с собой умение правильно говорить и писать с употреблением языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
..............
1. Качество хорошей речи учителя начальной школы
Такие понятия, как «речь учителя», «культура речи педагога», «техника речи педагога» употребляют в педагогике как синонимы. Нужно осознать, что речь учителя, в контексте изучения педагогической деятельности, волновала представителей разных областей науки. Типовое содержание учебной педагогической речи учителя начальных классов, безусловно, соотносится с содержанием обучения. Как и всякая система знаний, основы наук, изучаемых в начальной школе, характеризуются логической упорядоченностью и структурированностью, рефлексивной и информационной природой, а также необходимостью представления речи в своем процессуальном аспекте. Данное положение подчеркивает необходимость учета такого факта, что на учителья начальной школы в силу возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, возлагается и такая ответственность, как сочетание доступности с достоверностью научной логики, привлекательность изложения с соблюдением лингвистических и культурологических норм и т.д. Это в свою очередь определяет целеустремленность организации речевого поведения учителя начальных классов и возрастающую ответственность в организации взаимодействия на каждом этапе учебно-воспитательного процесса.
.................
Заключение
Перед учителем начальной школы стоит главная задача. Он обязан за чередой волнений и тревог разглядывать личность будущего человека, которого он формирует, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель начальных классов развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
В контексте изучения педагогической деятельности речь учителя начальной школы волновала представителей разных областей науки. Типовое содержание учебной педагогической речи учителя начальных классов, безусловно, соотносится с содержанием обучения. Как и всякая система знаний, основы наук, изучаемых в начальной школе, характеризуются логической упорядоченностью и структурированностью, рефлексивной и информационной природой, а также необходимостью представления речи в своем процессуальном аспекте.
....................