Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальная работа с мигрантами в Москве
Исследование миграционных процессов в Москве - столице РФ имеет особое значение, так как изменения миграционной ситуации в ней за последние 15 лет в значительной степени будут определять и изменения в миграционных процессах на всей территории России по мере распространения на ней рыночных отношений, так как в настоящее время социально-экономическая структура города в наибольшей степени отражает процессы перехода к рыночной экономике и проживающая в городе большая часть населения наиболее быстро способна воспринять изменения в сознании, отражающие новую экономическую реальность.
Следовательно, возникла острая социальная потребность в разработке принципиально новых методов и социальных технологий, обеспечивающих успешную адаптацию иммигрантов к новым условиям жизни, направленных на развитие социальных навыков и умений, готовность к открытию и восприятию социальных и культурных инноваций принимающего сообщества.
Таким образом, можно обозначить противоречие между активным осмыслением феномена социальных сетей мигрантов в современном обществе и явной недостаточностью его системной социальной рефлексии в аспекте социальной адаптации.
*
*
И четвертая, очень важная проблема – это необходимость серьезной адаптации учебных программ по русскому языку, их ориентации на живой языковой материал [52]. Для этой категории мигрантов приходится составлять новый лексический минимум, ориентированный на первостепенные потребности слушателей.
Привлечь зарубежных мигрантов, проживающих в Москве, к участию в изучении государственного языка и адаптационных программах, непросто. Один из возможных путей установления контактов и взаимодействия с семьями мигрантов лежит через столичные образовательные учреждения – детские сады и школы, где, как говорилось выше, учится немало детей-мигрантов [52].
К наиболее существенным проблемам в сфере оказания эффективной социальной помощи детям мигрантов и членам их семей, можно отнести трудности, связанные с незаконным пребыванием на территории РФ, отсутствие документов (регистрации по месту пребывания, вида на жительство, гражданства), трудности в установлении правового статуса, трудности в получении разрешения на работу и постановке на миграционный учёт, невозможность из-за этого получить на родившегося ребёнка свидетельство о рождении, регистрацию в Москве и полиса обязательного медицинского страхования, трудности в официальном устройстве на работу, плохое знание российского законодательства. А также у семей, имеющих в своём составе иностранных граждан, возникают трудности в прохождении медицинского обследования и получении медицинской помощи. Подобные семьи часто являются малообеспеченными, так как большая часть средств уходит на оплату аренды жилья, не могут получать социальные гарантии и государственную социальную помощь. Зачастую несовершеннолетние неустроенны в образовательные учреждения, в том числе имеются трудности с устройством детей в учебные заведения при отсутствии регистрации и иных миграционных документов. Важно также отметить проблемы взаимоотношений в межнациональном коллективе, языковой барьер, невысокое знание русского языка, слабая дошкольная подготовка, трудности с восприятием и принятием иной культуры, у детей повышенная тревожность, сниженная самооценка, недостаточная развитость навыков общения, отсутствие достаточных для социализации знаний об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций, норм поведения в быту, плохая успеваемость детей в школе, безнадзорность детей в связи с постоянной трудовой занятостью родителей, плохие условия проживания, плохое состояние здоровья, проявления мигрантофобии, проблемы этнического характера. Семьи неохотно идут на контакт со специалистами, имеется страх и нежелание общения с официальными органами, часто родители занимают пассивную позицию для решения проблемы семьи или обустройства несовершеннолетних.