Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Административно-Правовое регулирование в сфере здравоохранения
Несмотря на некоторые достижения прошлых лет, сегодня в системе здравоохранения Российской Федерации, накопились серьезные проблемы, которые препятствуют дальнейшему решению поставленных задач, направленных на улучшение здоровья населения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи. Среди них главными являются :
1. Недофинансирование государственной системы здравоохранения как минимум в 1,5 раза.
2. Дефицит и неоптимальная структура медицинских кадров.
3. Неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество медицинской помощи.
4. Отставание нормативов объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатной медицинской помощи реальным потребностям населения Российской Федерации.
5. Крайне низкие объемы высокотехнологичной медицинской помощи.
6. Неэффективное управление отраслью на всех уровнях.
/
/
Наиболее значимым вопросом в развитии системы обеспечения качества медицинской помощи в российском здравоохранении является стандартизация. Принято считать, что внедрение и использование на практике стандартов – залог постепенного вытеснения малоэффективных и небезопасных вмешательств . Также это должно способствовать развитию новых услуг с доказанной целесообразностью их применения, что позволит оптимально расходовать ресурсы и снижать затраты на медицинскую помощь, а также являться инструментом нормативно-правового регулирования взаимоотношений врача (медицинской организации) и пациента.
В Российской Федерации длительное время шли активные дискуссии относительно необходимости применения стандартов медицинской помощи, их формы и структуры. Однако на сегодняшний день сформировалось четкое понимание того, что стандарты являются одним из насущно необходимых элементов в системе обеспечения качества медицинской помощи. Анализ многочисленных литературных источников, содержащих те или иные сведения о стандартах, применяемых в медицине, убедительно показывает, что имеет место терминологическая путаница, зачастую приводящая к неправильному пониманию предназначения стандарта и возможностей его использования. С учетом этого представилось целесообразным провести анализ терминологического аппарата, применяемого в системе стандартизации в здравоохранении.
Согласно "Толковому словарю русского языка" С.И. Ожегова, стандарт – это образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения .
Исходя из содержащихся в существующих в настоящее время в стране нормативных актах положений, под стандартом понимается документ, в котором в целях добровольного и многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, выполнения работ или оказания услуг . В ряде нормативных документов можно встретить и такое трактование: стандарт – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила (общие принципы, характеристики), касающиеся различных видов деятельности или их результатов . Стандарт направлен на создание оптимальной упорядоченности в определенной области.
Исходя из сказанного, можно заключить, что под стандартизацией в здравоохранении следует понимать деятельность, направленную на достижение определенной степени упорядочения путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, продукции, технологии, работ, услуг, применяемых в здравоохранении.
По иерархии и административно-территориальному делению различают :
- локальные стандарты – те, которые применяются в одной или нескольких медицинских организациях или на территории одного муниципального образования (город, район);
- региональные – стандарты применяются в пределах одного региона (субъект Российской Федерации);
- национальные – стандарты, принятые национальным органом по стандартизации, например, государственные стандарты или отраслевые стандарты;
- международные – стандарты, принятые международной организацией, ведающей вопросами стандартизации.
Развитие систем управления качеством медицинской помощи, в т.ч. на основе применения передовых технологий менеджмента и международных стандартов серии ИСО обусловливает необходимость выделения следующих стандартов: стандарт на продукцию, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт с открытыми значениями, стандарт на совместимость, стандарт предприятия (СТП), стандартные рабочие процедуры (СОП) и ряд других .