Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение учащихся в зависимости от их индивидуальный особенностей
Введение
Изменения, происходящие в последние десятилетия в отечественном школьном обучении, вызывают критику со стороны, как активных сторонников, так и ярых противников его реформирования. В сложившейся ситуации все более актуальной становится задача, прежде всего, психолого-педагогического, а не только социально-экономического обоснования предлагаемых направлений модернизации образования.
Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других, хотя в принципе и такое обучение возможно. В частности, программированное обучение (как система обучения, а не эпизод) по самой своей природе индивидуализировано. Как мы уже видели, каждый ученик работает с обучающей машиной или программированным учебником, каждый обучается индивидуально, продвигаясь с неодинаковой быстротой и в известном смысле различным путем (в зависимости от того, как он справляется с «шагами»)— машина или учебники не дадут ученику двигаться дальше, пока он не докажет, что усвоил предыдущий материал. Темп продвижения при этой системе работы не только индивидуален, но и оптимален для каждого ученика.
Индивидуализация обучения означает, что оно ориентируется на индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этих особенностей. Рассмотрим с этой точки зрения, как происходит обычное обучение в классе. Класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню — к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости — иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоего мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения. Те, кто относится к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой — медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой — по принуждению.
Список литературы
1. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы [Текст]/А.И. Арапов. - Новосибирск: НГПУ, 2009. - 243 с.
2. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы [Текст] /Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону, 2007. -С.126.
3. Воспитание школьников. Научно-методический журнал, "Школьная пресса", 3 / 2007.
4. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности -СПб.: Питер, 2009.-512с.
5. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]/М.В. Ермолаева. - М.:Просвещение, 2007. - 246 с.
6. Мухина, В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 456с
7. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - кн. 3:- - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2008. - 632 с.
8. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе [Текст]/И.М. Осмоловская. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 2008. - 137 с.
9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.:Просвещение, 2008. - С. 56.
10. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность [Текст]/А.В. Перевозный. - М.: Просвещение, 2006. - 523 с.
11. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования [Текст]/А.В. Перевозный. -- М.: Академия последипломного образования, 2008.- С.109.
12. Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии [Текст] / В.Ю. Питюков. - М.:Просвещение, 2007.- С. 135.
13. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М:Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 432с.
14. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. [Текст]/И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 576 с.
15. Покровская, С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах [Текст]/С.Е. Покровская. -- М.: НОРМА, 2008.- С.219.